Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

АКВАРИУМ, часть 2 (разные издания)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 27 Окт 2004, 11:35 - АКВАРИУМ, часть 2 (разные издания) Ответить с цитатой

АКВАРИУМ: продолжение следует

Немногим более года назад мы сообщили читателям "Огонька" об этом удивительном начинании. И вот идея советско-американского сотрудничества на ниве рок-музыки воплощается в жизнь: контракт о выпуске в США пластинки Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ подписан.

А что, собственно, произошло необычного? Одному из тысяч повезло, он вытянул счастливый билет и пребывает в ожидании начала нового этапа своей карьеры. Примитивно рассуждая, можно делать и такие выводы. Мысля же здраво и непредвзято, есть все основания говорить: советская рок-музыка, пройдя непростой путь становления, утверждения позиций, действительно начинает привлекать к себе мировое внимание.

- Я почти убежден, это только первые шаги. Не хочу делать преждевременных прогнозов, но мне кажется, мы стоим на пороге "русской волны", способной повлиять на американскую культуру в целом. Наш музыкальный рынок, с одной стороны, пресыщен самым разнообразным и технически совершенным товаром, с другой - ему все же недостает толики искренности, открытого выражения чувств, движения души, - признавался Кен Шэффер, вице-президент компании "Белка Интернейшнл", которая в качестве посредника подписала в Москве контракт между фирмой грамзаписи "Си-Би-Эс Рекорде" и Всесоюзным объединением "Международная книга".

В конце прошлого года по приглашению "Белки" Борис Гребенщиков посетил Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Поездка была деловой и до предела насыщенной. Советский музыкант встречался с продюсерами, известными рок- музыкантами, с теми в том числе, с кем, возможно, начнет вскоре работу над пластинкой.

- Ни разу и ни с кем, что особенно удивительно, мы не затрагивали коммерческую сторону нашего начинания, - вспоминает Борис. - Всех интересовали в первую очередь творческие моменты, и поговорить действительно было о чем. Дэвид Боуи, к примеру, готов пойти на эксперимент без всяких оговорок, и я благодарен ему за поддержку. Дебби Хари и Крис Стайн, игравшие в некогда популярной группе БЛОНДИ, даже предоставили в мое распоряжение свою домашнюю студию. Запомнились беседы с Джорджем Харрисоном, Джулианом Ленноном, Майклом Джексоном...

Остается добавить, что часть песен на пластинке будет на русском языке, и они уже написаны. Английские тексты Борис сочиняет сам, пытаясь и в них добиться настоящей поэзии. По планам альбом должен выйти в конце нынешнего года, и фирме "Мелодия" будет предоставлено право отпечатать необходимый тираж для распространения в Советском Союзе.

Пожелаем удачи музыканту и наберемся терпения.

Владимир КОВАЛЕВ
"Огонек" №14, апрель 1988



"Б. Г."
К обложке

Случилось так, что ко всем существующим нынче нашим делениям - на западников и славянофилов, на сталинистов и прогрессистов, на сторонников перестройки и безнаказанных неутомимых борцов с ней - мы делимся еще и на тех, кто знает, что обозначает эта монограмма - "Б. Г.", и тех, кто этого не знает.

Знать или не знать эту монограмму ни хорошо и ни плохо. Лично я совсем недавно даже и не догадывался о ее существовании и вовсе не ощущал себя культурно обделенным. Впрочем, сразу скажу, что сегодня я знаю, что кроется за этими буквами, и благодарен за это судьбе.

Спросите молодых, что такое "Б. Г.", и они ответят вам сразу. Спросите тех, кому тридцать и больше, - пожмут плечами. И в этом тоже грустное свидетельство бесчисленных наших делений. В этом случае - на отцов и детей.

Не стану дальше интриговать. "Б. Г." - это Борис Гребенщиков, как сказано в авторских примечаниях к картине "Асса", "русский советский поэт и композитор, руководитель группы АКВАРИУМ". Для своих слушателей - многомиллионных почитателей и многотысячных противников - он "Б. Г.".

"Б. Г." - бог, от него сияние исходит" - это тоже из "Ассы" и тоже, как и примечание, не выдумано. Так ответил на одном из первых посещений мной гребенщиковских концертов сосед, наполовину выбритый малый лет шестнадцати. Но есть и другое: "Б. Г." - древнее Магомаева", "Б. Г."- дедушкина радость", "Б. Г." - скончался в тот момент, когда не просёк металла", "Б. Г." - на мыло"... Это тоже не мной выдумано, это в записках, которые я получил на обсуждениях картины "Асса" в молодежных аудиториях. Конечно, про "бога" были сотни записок, а этих единицы, но когда появлялся на экране титр "композитор Борис Гребенщиков", зал все-таки выл от восторга, при первых звуках "Мочалкиного Блюза" вставал и первый куплет пел вместе с экраном, но и о том, и о другом говорю лишь для того, чтобы вы знали, какие серьезные и жестокие страсти кипят вокруг зачастую неведомого нам. Нам давно уже больше ведомо зевотное бесстрастие.

"По-хорошему худой Гребенщиков" - так характеризовал его в аннотации к пластинке Андрей Вознесенский. Когда я впервые увидел Бориса, это единственное, что лезло мне в голову. Познакомились, подали друг другу руки. "По-плохому толстый Соловьев", - представился я и пригласил его написать музыку к "Ассе".

Так мы и продурачились всю картину. Дурачились, конечно, всерьез. И мучились, и тосковали, и ошибались, болели, выздоравливали, ненавидели и любили, но все будто дурачась. Этому научился я у них. Этому научило их страшное время, пережитое нами вместе, но ими, "Б. Г.", его друзьями и продолжателями особенно тяжко - с бесконечными приводами в милицию, оскорблениями, "общественным презрением", обвинениями в тунеядстве, цинизме, антисоветчине. Тогда они и разучились на людях плакать. Они научились смеяться. Они научились мужеству дурачиться в отчаянии. Они научились искусству сберегать любовь.

Я с горечью и завистью пишу "они". Они - это не только "Б. Г.", но и Сережа Африка, Тимур Новиков, Сергей Шутов, Виктор Цой, Михаил Федоров- Рошаль, Лена Зелинская, Дуня Смирнова... Я не перечислю всех представителей культуры "советского андерграунда", которые так щедро поделились своим искусством с картиной. Да и не в картине в конце концов сейчас дело. Дело в том, что, пока мы осторожно и умно ждали, они беззаветно создавали. Они создавали и создали эту культуру, которую мы примитивно и неточно окрестили "советский рок", хотя, в сущности, никакой это не "рок". Настоящий "рок" в Америке. А здесь советская молодежная метакультура сопротивления. Сопротивления бюрократии и коррупции, лжи и ханжеству, мещанству и обуржуазиванию, издевательству над личной свободой и совестью.

Узнав их, прожив с ними почти два года, я полюбил их еще больше, чем сторонне любил за искусство. Это люди исключительных человеческих качеств и высокого гражданского мужества. Потом картина кончилась. Я не стал носить серьгу, надевать три рубашки одна на другую и заплетать косу. Один из основателей и отцов этой культуры, Борис Гребенщиков, так и не превратился для меня в "Б. Г.", остался Борей. Мы собираемся работать дальше. Новая картина никакого отношения к "року" не имеет. Это экранизация романа Б. Окуджавы "Свидание с Бонапартом", исторический мюзикл. Согласились работать над этим вместе, ощутив себя в некотором смысле "старинными братьями по Окуджаве"...

А "Б. Г." - это, конечно, давно уже не только человек. Это цельное, сегодня почти академическое, культурное понятие, знакомство с которым, даю вам слово, обещает восхитительное путешествие в уникальный мир личности, наличие которого одно и определяет древнее и прекрасное звание - поэт.

Сергей СОЛОВЬЕВ
"Советский Экран" №08'1988



"Асса". Интервью с автором музыки к фильму Б. Гребенщиковым

Он поначалу был не слишком разговорчив. На вопросы отвечал односложно или просто кивал головой. Да, с этого интервью не наскребешь, думала я, лихорадочно соображая, как бы расшевелить моего собеседника. И - была не была! - впрямую спросила его, почему он не хочет говорить толково. "Потому, что я не слишком верю в то, что когда-нибудь это опубликуют", - ответил Борис Гребенщиков. "Тем более не опубликуют, если и дальше мы будем беседовать на языке междометий", - попыталась парировать я.
После такого "обмена любезностями" наш разговор вошел в нужное русло. Добавлю, что состоялся он во время серии концертов, прошедших под девизом "Давайте обитать вместе!". Весь сбор от выступлений участники перечислили в Фонд помощи зоопаркам.


- Для одних ты - личность легендарная, лидер отечественного "андерграунда", выразитель чувств целого поколения, другие же пребывают в убеждении, что песни АКВАРИУМА - род идеологической диверсии...
- А то, как мы выглядим, свидетельствует о серьезных отклонениях психики, а наш способ жизни - вызывающ и неприемлем для социалистического общества... Да, я знаю, что для одних я - кумир и тому подобное, а другие не могут спокойно относиться к тому, как мы поем и одеваемся. Но, честно говоря, и к популярности, и к официальному признанию, которое мы получили не так давно, и к активному неприятию нашей работы я отношусь с достаточной долей иронии и равнодушия. Думаю, что столкновение мнений, точек зрения - это нормально. Но, с другой стороны, считаю, что стремление потрафить максимально широким кругам может привести (и зачастую приводит) к коммерциализации рок-культуры. А ей это чуждо в принципе. Ведь рок - это протест, стало быть, и подрыв ветхих, ненужных, отживших свое устоев. Ну а если протест продается и покупается, то...

- А тебе удалось избежать торгов? Я говорю о твоей поездке в США, о выходе диска АКВАРИУМА, об участии в официальных концертах.
- Дело в том, что мы сами себя не предлагаем, не предлагали и не будем предлагать. Это нас находят и нам предлагают - идет ли речь о поездке за рубеж или о записи диска. Мы же вольны выбирать - соглашаться или отказываться. Да, записали диск! Да, я согласился на турне по США! Но пусть тот, кто осуждает меня за эти шаги навстречу, как они считают, истеблишменту, пусть он проживет почти полтора десятка лет в тех условиях, в которых жили мы, а после посмотрим, как он будет отказываться от предложений!

- А если вам придется вновь вернуться на чердаки и в подвалы?
- Мои друзья и я готовы сделать это в следующие полчаса после нашей беседы. И, уверяю, нас это не так сильно беспокоит - где выступать, во что одеваться. Нет, вначале действительно мы одевались странно, а попросту выглядели оборванцами, потому что те штаны, в которых я был на сцене, одевались и на работу (я последовательно бывал дворником, подсобным рабочим, рабочим на лесоскладе и тому подобное) и в поездках они тоже были на мне... Наверное, я зря так много об этом говорю, но, ей-богу, когда слышишь - "Ты смотри, Б. Г. в новых портках. Зажрался, зажрался Гребень..." - становится...

- Противно...
- Да нет. Грустно становится - это ведь та же мещанская шкала измерения ценностей, только наоборот. У тех - престижно иметь дорогие штаны, у этих - ходить в латаных.

- Кого ты считаешь своим кумиром?
- Я предпочитаю самостоятельность в работе. А кумир - это пусть и неосознанное, но подражание. Поэтому у меня нет кумиров. Хотя, наверное, им бы мог быть Вертинский. Во всяком случае, я часто исполняю его песни. Главное для меня - искренность. И критерий в оценке поэта, музыканта, художника - степень его искренности. И, пожалуй, второе важное качество - мужество оставаться самим собой.

- "И должен ни единой долькой не отступаться от лица..."
- Мне нравятся эти пастернаковские строчки. И еще вот эти: "Но надо жить без самозванства..."

- Ты ведь занимаешься еще и живописью.
- Да, и даже выставляюсь. Написал небольшую повесть-сказку "Иван и Данила". Предложил ее "Авроре". Вроде бы приняли и собираются опубликовать...

Таков он, Борис Гребенщиков. Тот, кого приветствует юношески экзальтированная публика и на кого злобно шипят "охранители устоев", кого восторженно принимает (после поездки в США это стало ясно) зарубежная аудитория и кто не всегда мог добиться понимания у соотечественников.
Таков он, Борис Гребенщиков, родившийся в Ленинграде 27 ноября 1953 года. "Руководитель группы АКВАРИУМ. Русский советский поэт и композитор" - так сказано в той же "Ассе".

Е. КАРАЕВА
"Кинонеделя Ленинграда" №34, 19.08.1988



В полный рост

Конечно же, вам знакомо это имя - Борис Гребенщиков. Знакомы его песни - "Мочалкин Блюз", "Плоскость", "Поколение Дворников и Сторожей", "Иду На Ты". Вы знаете, что он лидер и руководитель знаменитой группы АКВАРИУМ. Промелькнули в прессе сообщения о том, что ездил он в Соединенные Штаты и приняли его там восторженно. Ну, а известно ли вам, что он преклоняется перед Вертинским и часто исполняет на концертах его песни? Воспитывает маленького сына. Рисует, и картины его можно увидеть на выставках. Хорошо знаком с русской классической и современной поэзией. С легкостью может вести разговор по-английски.

И еще несколько штрихов к портрету БГ (употребляю ту аббревиатуру, по которой его знают тысячи поклонников). Он написал для детей сказку "Иван и Данила". Возможно, ее опубликуют в ленинградском журнале "Аврора". Никогда не откажется помочь - идет ли речь о выступлении в серии концертов "Давайте обитать вместе", сбор от которых пошел в фонд помощи зоопаркам, или об участии в арт-рок-параде "Асса", проходившем весной этого года в ДК Московского электролампового завода. И не просто участие - часовое выступление плюс поздняя (собственно говоря, ночная) пресс-конференция. И там-то я услышала: "Думаю, что прошло время созерцания и отрицания. Настало время действий и поступков. Совершать которые надо по максимуму - "в полный рост". Так считает БГ - Борис Борисович Гребенщиков, поэт и композитор. Известно ли вам это имя?

Е. КАРАЕВА
"Экран - Детям", август 1988



Радиоафрика

Альбом АКВАРИУМА "Радио Африка", созданный в 1983 году, разошелся по стране на кассетах и магнитофонных катушках. В то время и представить нельзя было, что когда-нибудь он выйдет в грамзаписи. Слишком не похоже все это было на традиционную эстраду. Небезынтересно, наверно, сегодня прочесть интервью с Б. Гребенщиковым пятилетней давности, прежде чем включить пластинку.

К Невскому в самом центре Ленинграда, приткнулась улочка Софьи Перовской. В подъезде надписи на русском и английском: "Боб, мы тебя любим", "АКВАРИУМ - наша жизнь", и другие.

Стол в огромной коммунальной кухне. Закипает чай. К разговору подступаем медленно. Я принес Борису Гребенщикову какие-то газеты со статьями об АКВАРИУМЕ - пресса с Камчатки, из Ярославля, показываю программку свердловского ТЮЗа, там в спектакле звучат песни АКВАРИУМА. А центральная пресса пока молчит... Он улыбается своей изумительно мягкой и доброй улыбкой и начинает неторопливо рассказывать:

- В свое время у нас с Сергеем Курёхиным была идея - называть наши общие проекты "Радио Африка". Потом мы отказались от них, но название осталось. В альбоме нет даже такой песни. Я не могу сказать, почему все-таки "Радио Африка" появилось на конверте. Это вышло как-то само собой. Тоже было и с "Треугольником", и с альбомом "Табу". Сами возникли эти названия, даже помимо нашей воли. Хотя, наверное, можно с некоторой натяжкой сказать, что у нас какое-то время был интерес к африканской музыке. А, может быть, этот интерес появился и позже, чем название.
Альбом закончен, мы поставили точку. В нем я впервые пытался создать светлую по духу музыку. К АКВАРИУМУ часто применяют слово "пессимизм". Меня это крайне удивляет и настораживает. В основе нашего творчества всегда был катарсис: чтобы от чего-то избавиться, надо что-то серьезное пережить...
Я подхожу к этому альбому примерно так же, как к пластинкам БИТЛЗ. Их надо слушать, понимать.
С 60-х годов я занимаюсь музыкой не как профессионал, который удовлетворяет определенные эстетические запросы публики, а как человек, который делится с людьми тем, что ему самому дорого. БИТЛЗ воспитали совершенно особую категорию людей, которых интересует в музыке духовная сфера. А сейчас музыку так часто отдают на откуп людям, которые не знают, что с ней делать. Сколько я ни слушал КРУИЗ, ДИНАМИК, ВОСКРЕСЕНЬЕ, ДИАЛОГ, ФОРВАРД... Техника у них, действительно, неплохая, но музыка не соответствует стихам, все это какие-то надуманные конструкции, которые постоянно разваливаются. Для них музыка - прежде всего техника, для нас - это вопрос духа, настроения. Сколько я ни работал вместе с профессиональными музыкантами, их отличало одно: они четко знали, как нужно играть, если им твердо говорили, что и как надо делать, от сих и до сих. А в остальном терялись. А мы знаете как записывали "Радио Африку"? Настоящий музыкант, как хороший шахматист, приступая к записи, должен видеть на десять ходов вперед, то есть должен представлять, как в итоге зазвучит все то, что он делает начерно. Мы же совершенно не представляли, что в итоге получится. Мы не записывали в студии уже готовое, мы создавали это, удивляясь и радуясь, как дети, удачам, страдая от ошибок.
С составом было сложно. Три гитариста, четыре ударника и еще множество людей. Состав АКВАРИУМА расширился чисто случайно: мы записывались в студии у Андрея Тропиллы, приходили наши друзья-музыканты, им тоже было что сказать, что сыграть. Я даже на обложку этого альбома не хотел давать список музыкантов. "Радио Африка" - плод коллективного творчества...

В словах Гребенщикова есть некоторая наигранность, которую можно уловить и в его песнях, в том числе и вошедших в этот альбом. Выглядит он немного чудаком, немного актером, играющим в знаменитость. Но чисто внешний звездный налет не мешает Гребенщикову быть откровенным в главном - в стремлении передать своим слушателям продуманное, пережитое, выстраданное. Душа его не терпит фальши.

М. САДЧИКОВ, Ленинград, 1983 г.
"Мелодия" №3'1988



С третьего захода...

"Что случилось с нашим любимым лидером АКВАРИУМА? Целый год его не слышно, а АКВАРИУМ без него даже выпустил новый магнитоальбом ТРИЛИСТНИК. Ходят даже слухи, что Гребенщиков может не вернуться из США. Срочно внесите ясность".
Л. Поляков, Коломна


Подобных писем в нашей почте сегодня немало. Поэтому мы спешим внести ясность. Борис жив и здоров и вам того желает...

Новый, 1988 год Борис Гребенщиков встретил во время своей первой поездки в Соединенные Штаты. Тогда он изучал местный музыкальный рынок, готовился к записи альбома на фирме "Си Би Эс Рекордз", а ведь известно: как Новый год встретишь, так его и проведешь!
И вот в мае Борис был снова в Нью-Йорке. На этот раз он приехал уже записывать диск. Одновременно компания "Белка Интернешнл Инк" вела съемку видеоматериала.

Продюсером альбома выступил Дейв Стюарт, руководитель и гитарист группы ЮРИТМИКС. Вокалистка этой группы Энн Леннокс помогала Борису озвучивать этот диск. В мае удалось записать большую часть альбома, после чего Гребенщиков вернулся в Ленинград.

Третья поездка Бориса за океан состоялась в июне-сентябре. Во время нее была закончена запись долгожданной пластинки. Возвращаясь домой, Борис заехал со своими друзьями из ЮРИТМИКС в Англию, где на стадионе "Уэмбли" в составе группы выступил на концерте, посвященном 70-летию Нельсона Манделы. Правда, выступление было чисто символическим. Навряд ли игру его гитары было слышно за ревом толпы и децибелами мощных колонок. Впрочем, советские телезрители видели все сами. Принять более активное участие в концерте против апартеида Борису помешал договор, подписанный с ВО "Международная книга".

Сейчас запись "американского" альбома готова. В него вошли десять песен, только одна из них на русском языке. Это совершенно новые вещи, написанные Борисом специально для американцев. Причем английские тексты Гребенщикова нашли у продюсеров "Си Би Эс" высокую оценку. По их словам, одна из баллад отличается добрым, старым, но, к сожалению, забытым английским языком.

В отличие от "Мелодии", в "Си Би Эс" другие традиции, и запись нового альбома держится в строжайшей тайне до дня выхода пластинки.

Альбом выйдет в январе. Это тоже коммерческий ход. Он необходим для того, чтобы альбом Бориса не затерялся среди альбомов американских "звезд", которые обычно стараются выпустить свои новые диски ближе к Рождеству.

Во время своих поездок Борис отклонил несколько предложений от известнейших американских исполнителей о записи совместного диска (например, от самого Брюса Спрингстина), сказав им, что они слишком непохожи друг на друга, и он не видит почвы для совместной работы. Но вместе с тем Борис оставил на Западе много друзей, с которыми поддерживает контакты и сейчас. Так, в конце ноября для съемок совместного фильма в Ленинград прилетает ЮРИТМИКС. Вместе с АКВАРИУМОМ они дадут несколько концертов. Вполне вероятно, в этой же программе выступит и группа ПРЕТЕНДЕРС.

Александр ХАРЬКОВСКИЙ
"Московский Комсомолец" 28.10.1988



Борис Гребенщиков: Теперь я знаю, кто я такой

Борис Гребенщиков - ленинградский композитор и поэт, прозаик и художник. С 1972 года - руководитель популярной рок-группы АКВАРИУМ, автор музыки к фильмам Сергея Соловьева "Асса", "Свидание с Бонапартом", "Черная роза - эмблема печали".

- Я, подобно Колумбу, открыл в уходящем году для себя Америку, да и вообще - Запад. Был в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Монреале, Лондоне. С Дейвом Стюартом, моим другом, продюсером и музыкантами его группы ЮРИТМИКС записали пластинку. Закончены съемки полнометражного документального фильма, который ставил режиссер из Голливуда Майкл Аптед.
Раньше жил, все время оглядываясь через плечо, а теперь гонял, что вовсе не нужно этого делать и что у меня есть чувство собственного достоинства.
В новом году придется снова делить время между Западом и Востоком: записывать музыку и играть концерты. Очень хочется проехать по всей России. Группа АКВАРИУМ, буксовавшая два года на месте, другая нынче. Мы сдвинулись, наконец, с мертвой точки. Сейчас записываем новый альбом. Но с фирмой "Мелодия", похоже, лучше дела не иметь. По крайней мере, теперь. Тем более что мы по-прежнему не хотим никакого официального статуса, оказаться на официальном концертном конвейере.
И в новом году будет все по-другому: теперь я знаю, кто я такой, и надо только применить это знание на практике - жить и петь, не боясь ничего.

Д. ЕФРЕМОВ
"Известия" 31.12.1988



Руки прочь от Гребенщикова?

Сразу же после выхода предыдущей страницы "Кинокурьер" 26 января в редакции стали раздаваться телефонные звонки. Спустя день-другой пришла стопка писем. Многих читателей заставило проявить такую активность всего одно-единственное слово "бывший", которое стояло перед магическим словосочетанием "лидер группы АКВАРИУМ". Речь, естественно, шла о Борисе Гребенщикове.

- Как?!! - удивились поклонники Б. Г. - Почему?

Нет, нет, Борис Гребенщиков формально остается руководителем АКВАРИУМА. Но лидерство - это не только положение, так сказать, физическое, но и духовное, нравственное. Последнее - прежде всего. Именно о нем и шла речь. Безусловно, кто-то возмутится еще больше от такого пояснения, но ведь каждый имеет право на собственную точку зрения.

Этим уточнением можно было бы и ограничиться, но во многих письмах выражается возмущение по поводу общего тона, идеи и содержащихся доказательств статьи "На острие иглы".

Самый сильный тезис выдвигают Таня и Наташа, с наслаждением цитируя "Ассу": "Гребенщиков - это бог, от него сияние исходит". Сергей Степаненко. 15 лет, рассказывает: "Один мой друг, не принимавший рок-музыку, посмотрев "Полковника Васина", был на следующий день в восторге от Гребенщикова". Далее Сергей сообщает, что "Курёхин работал в АКВАРИУМЕ и азам наверняка учился у Бориса Борисовича" (думаю, что Курёхину будет весьма любопытно узнать, у кого именно он учился азам. - Л. Л.). И в заключение: "Больше всего я люблю Гребенщикова за его имидж. Его образ сентиментального героя и романтика очень мне близок".

"Мы знаем совершенно точно, - убеждены ученики 10-го класса 41-й школы, - что после этого ролика ("Поезд в Огне". - Л. Л.) АКВАРИУМ приобрел тысячи поклонников, а люди, ранее безоговорочно отрицавшие эту группу, заинтересовались ее творчеством. Ну, а что касается "Ассы", то сразу видно, что уважаемый Лев Лбов не понял ни идеи фильма, ни для чего там использованы песни АКВАРИУМА... И в следующий раз, если уж вы затронули тему "Рок и кинематография", сначала разберитесь, что такое вообще рок".

Янина Байкина: "Поскольку я все-таки являюсь представителем молодежи (мне - 16), то могу сказать точно: музыка и песни Б. Г в фильме - совсем не одна из составляющих популярности фильма... Но, ей-богу, если Б. Г. прочитал эту статью, то он наверняка только усмехнулся (зная безразличие Гребенщикова к прессе и устойчивую неприязнь к журналистам, можно не сомневаться, что это действительно так. - Л. Л.)".

Марина Фильцова: "Тот рок, который исполняют Гребенщиков и Цой, можно петь не только в 70, но и в 100. И дай бог им дожить до этих лет, а вот такие статьи действительно можно писать только в определенном возрасте... И не рокеры уходят в кино, спасаясь от кризиса в своем творчестве, а кинематограф в поисках нового героя, в поисках искренности и духовности и новых выразительных средств обращается к ним".

И так далее, и в том же духе. Трогательные в своей милой попытке защитить не нуждающегося в защите Бориса Гребенщикова письма продолжают приходить в редакцию. Это вполне оправданно, ведь критические статьи в адрес рок-музыкантов (а "На острие иглы" таковой не является) появляются в нашей печати отнюдь не всегда с намерением разобраться в вопросе. Дорогие поклонники и поклонницы Б. Г.! Неужели вы не можете допустить, что основой для статьи может быть не злопыхательство, а попытка осмысления и тревога за дальнейшую судьбу безусловно талантливых людей?.. И в своей юношеской запальчивости наши корреспонденты не замечают, что вместо доводов "против" приводят доводы "за". А у АКВАРИУМА, кстати, есть не только пятнадцатилетние, но и тридцатилетние поклонники, знающие группу с 1980 года... Спасибо за неравнодушие!

Лев ЛБОВ
"Московский Комсомолец" 17.02.1989



Международная премьера

Международная премьера нового альбома Бориса Гребенщикова "Радио Сайленс", который будет выпущен фирмой "Си-Би-Эс Рекордз" (США), - "АКВАРИУМ и Друзья" - так сообщает программка рок-представлений, организованных внешнеторговым объединением "Международная книга", Студией театрализованных эстрадных представлений, американскими фирмами "Белка Интернейшнл Инк." и "Йероша Продакшн Инк.", которые состоялись в спортивно-концертном комплексе им В. И. Ленина на исходе прошедшего года.

Предыстория этих концертов такова. Осенью 87-го в Москве представители "Международной книги" и фирмы "Белка Интернейшнл Инк." - ныне активного посредника между СССР и США в области культурного сотрудничества - подписали контракт о записи долгоиграющей пластинки ленинградского ансамбля АКВАРИУМ при участии западных звезд рок-музыки. Почему именно АКВАРИУМ и его лидер? По словам руководителя "Белки" Кенни Шаффера, Гребенщиков - талантливый музыкант, который знает, что хочет сказать, и знает, как это сделать: "Знакомство с Борисом и его творчеством сразу же решило проблему выбора".

В апреле 1988 года в Нью-Йорке музыканты АКВАРИУМА приступили к записи альбома. В его создании приняли участие перкуссионист Рей Купер, работавший с такими звездами, как Джордж Харрисон, Элтон Джон и Рик Уэйкман, Крисси Хайнд - вокалистка ПРЕТЭНДЭС, Билли Маккензи из АСОУШИЭЙТС, скрипач Майк Камински, игравший в ЭЛЕКТРИК ЛАЙТ ОРКЕСТРА, гитарист Дэйв Стюарт и певица Анни Леннокс, известные всему миру как дуэт ЮРИТМИКС. Работа над альбомом "Радио Сайленс" ("Радио Молчание") длилась несколько месяцев. Кстати, Стюарт сейчас считается и одним из самых престижных продюсеров в области поп-музыки (например, помимо ЮРИТМИКС к его услугам прибегали Боб Гелдоф и Мик Джеггер).

"В августе 1988 года в Лос-Анджелесе запись была закончена, все остались довольны друг другом и решили продолжить приятное знакомство. В ноябре 1988 года договорились встретиться в Ленинграде и посмотреть, что будет, если вместе выйти на сцену", - сказано в той же программке концертов "АКВАРИУМ и Друзья".

Итак, сырой осенний вечер, большой крытый стадион. Трибуны заполнены публикой, а на поле перед сценой волнуется море подростков, их там тысячи две или три. Появляются музыканты АКВАРИУМА и звучит песня "Полковник Васин". Собственно, первая часть концерта - это выступление только ленинградской группы, которая представила лучшие свои произведения, хорошо подобрав их очередность. Хард, ритм-энд-блюз, а затем прекрасные полуакустические баллады, среди которых "Серебро Господа Моего" и пронизанная щемящей грустью "Аделаида". Струнное трио (виолончель, скрипка, альт), флейта, акустическая гитара, ударные, синтезатор и электрогитары сплелись воедино и создали выразительнейший музыкальный рисунок. Качество звука было высоким благодаря предоставленной ансамблю английской аппаратуре "Роадстар". Сам же АКВАРИУМ подтвердил свою марку лидера отечественного рока.

Несомненно, этот ансамбль придает особый колорит палитре советской молодежной музыки. В песнях АКВАРИУМА есть одухотворенность и философская глубина, их звучание обладает индивидуальностью, что очень важно в современной ситуации бесконечных умышленных и случайных подражаний и повторов. Яркая мелодика некоторых произведений исходит не от рок-н-ролла, а скорее берет свои корни в традициях русского городского романса. Лидера поддерживают зрелые музыканты: достаточно назвать гитариста Александра Ляпина с его интересной хард-роковой манерой исполнения. Все это еще раз показали концерты в СКК, что было зафиксировано на кинопленке, - режиссер Стив Лоуренс вел съемку рекламного фильма.

Первая часть программы завершилась исполнением "Лебединой Стаи" из альбома "Равноденствие". Во второй прозвучали по-английски десять песен, собственно премьерных. На сцене - Дэйв Стюарт, Рей Купер, ударник Улле Ромо и органист Патрик Сеймур, вокальное трио - Марси Леви, Бари Макгир и Шеван Стюарт. Пел Борис Гребенщиков, пел Дэйв Стюарт, был дуэт Гребенщикова и Стюарта, солировала Шеван, но...

Второй час концерта, который, ожидалось, должен быть более интересным, нежели первый, таковым не стал. Песни предлагались какого-то американизированного усредненного варианта. АКВАРИУМ уже звучал как угодно, но не как АКВАРИУМ: он напоминал и ДЖЕНЕСИС, и УИШБОН ЭШ, и еще что-то. Струнное трио ленинградского ансамбля на сцене представлялось теперь даже ненужным - ибо заглушалось мощной звуковой стеной, создаваемой двумя синтезаторами, четырьмя гитарами, двумя ударными установками. Да и стилистика песен не требовала применения струнных, так как в них ощущался уклон если не к развлекательности, то к некой общедоступности. Дорогим приложением для слушателей (ведь цена билетов была достаточно высока) показался мне Рей Купер, который львиную долю концертного действа, пританцовывая, бил в бубен. Но самое главное, в новых песнях не чувствовалось души. Разумеется, я не претендую на абсолютность своего мнения, тем не менее, думаю, кое-кто со мной согласится. Более того, в течение второго часа можно было заметить уходящих с трибун людей...

Кенни Шаффер говорил: "Столь знаменитые душа и глубина русской песни и американская технология замечательно дополнят друг друга". В рецензируемых концертах верх, увы, взяла американская технология. Надеюсь, саунд самой пластинки "Радио Сайленс" будет несколько иным, хотя, нравится это или нет, Борис Гребенщиков давно заявлял, что представленное в новом альбоме "не будет звучанием АКВАРИУМА"...

К счастью, под занавес в спортивно-концертном комплексе Гребенщиков все-таки исполнил такую характерную для АКВАРИУМА балладу "Город Золотой".

Вадим ЗИНКЕВИЧ
"Музыкальная Жизнь" №6'1989



Праздник не на нашей улице

24-25 ноября 1988 года впервые в истории Союза состоялась международная премьера пластинки. В ленинградском Спортивно-концертном комплексе БГ, АКВАРИУМ и музыканты групп EURYTHMICS и PRETENDERS представили совместно записанный на студии "CBS Records" альбом "Радио Сайленс". Итак, первый опыт и первые итоги.

...И пусть простят меня поклонники Бориса Гребенщикова и не бросают камни при встрече, - но концерт АКВАРИУМА с английскими музыкантами в ленинградском СКК я расцениваю как провал.

Нет, конечно, это был успех, и гигантский зал комплекса был забит, что называется, под завязку, несмотря на безумные 10 рублей (с нагрузкой) стоимости билетов, которых, впрочем, было явно еще больше, чем желающих попасть на концерт, - иначе чем объяснить тот факт, что у входа эти билеты продавались с рук по три рубля, а то и по рублю. Но это, как говорится, детали. Конечно, был тысячный пляшущий, машущий руками, кричащий и размахивающий бенгальскими огнями партер, скандирующий "Бо-ря, Бо-ря!", и был еще более загадочный на фоне не нашей аппаратуры Гребенщиков, кокетливо-устало объясняющий партеру: "Ну почему только Боря, есть ведь на сцене и другие люди". Конечно, были и "другие люди", красиво оттенявшие АКВАРИУМ и иногда очень профессионально что-то игравшие и певшие на хорошем английском языке, который был, конечно, менее понятен, чем "ленинградский английский" Бориса, но все же вызывал не менее бурную реакцию зала, - видимо, не разучились еще люди любить родной со времен БИТЛЗ инглиш. Была прекрасная "Аделаида" и не менее прекрасный, так и не сумевший затрепаться "Город Золотой" - в темноте, под медленное раскачивание десятков зажженных свечей. Было все. Только вот радости не было.

Почему? Не претендуя на глобальность, попробую объяснить свои личные впечатления. Мне, например, не понравилось, что Гребенщиков стал писать так называемые "социальные" тексты. Я не имею в виду ту органичную для всего нашего рока, и для БГ, пожалуй, в первую очередь, социальность, которая шла от честности и не всегда веселого жизненного опыта наших рокеров. Я говорю о той дурной социальщине, которая в данной ситуации стала странно похожа на такую удивительную для БГ вещь, как погоня за модной темой.

Мне не понравился "американский" цикл песен БГ. Притом что ничем (кроме дурного произношения) сам факт исполнения им по-английски меня не задел. Дело в другом, - в том, в частности, что эти песни мог исполнять не только БГ, но и кто угодно. Их и исполняли друзья-англичане, а до того похожие песни пела на "Музыкальном Ринге" Джоанна Стингрей, - и у них это получалось не хуже, даже чуть более профессионально, в силу, я думаю, органичности языка. Возможно, потеря собственной интонации нужна была БГ, чтобы вывести свое творчество на мировой уровень. Ничего плохого в этом нет, но возникает наивный вопрос: а зачем выводить на мировой рынок то, чего там и так навалом? Кому там это нужно? Вот и получается странная штука - уже не АКВАРИУМ (потому что сохранить хотя бы интонацию АКВАРИУМА в хорошей ритмовой попсе не получилось, получилась просто хорошая ритмовая попса) - и еще не EURHYTMICS, PRETENDERS, все, что угодно. Ну, так зачем было стулья ломать? Что говорить-то всему миру - что и в России, мол, есть свой EURHYTMICS (PRETENDERS и т. д.)? А зачем?

Может быть, было бы честнее пойти на риск показаться очередным "расейским" экзотическим медведем с загадочной душой и все же записать диск на русском, а? Плюнуть на коммерческий успех и глобальные задачи и показать, что мы все-таки не точно такие же, как они? Не лучше, не хуже - не такие, другие, свои собственные? Что есть АКВАРИУМ и есть Борис Гребенщиков, которые умеют играть - бог с ними - не хуже Дэйва Стюарта с компанией, - но не так же. В конце концов, когда к нам приезжает SCORPIONS, мы не требуем от них исполнения "Дубинушки" или - упаси господь! - "Комарова". Они хороши для нас такими, какие они есть, потому что они делают то, что они делают, хорошо. Так, может, стоит попотеть и доказать (ну, не доказать, обойдемся без очередной "битвы за урожай" - показать), что мы тоже умеем свое делать хорошо, свое собственное. Вон, Рекшан написал в "Кайфе" ("Нева" №3'1988) о том, что в принципе мы и сами еще помним, - как поначалу все наши группы занимались "сниманием один к одному". Почему же сейчас нужно к этому возвращаться - и снова снимать, снимать, лезть вперед, бить себя в грудь и кричать, что, дескать, могём, как они?

Я не хотела бы хоть как-то обижать БГ, я его очень уважаю. Но почему я испытываю гордость на этом концерте -- вот, дескать, впервые не наша группа выступает "разогревающей" перед англичанами, как ЗЕМЛЯНЕ перед URIAH HEEP и ПАРК ГОРЬКОГО перед SCORPIONS, - а англичане, Дэйв Стюарт (которого, впрочем, у нас знают примерно так же, как в Англии - ЗЕМЛЯН и ПАРК ГОРЬКОГО) с компанией, разогревают зал перед, вместе, и вместо нашего АКВАРИУМА, - и почему в этой гордости так мало радости и так много холопского "накося, выкуси"? Почему, если бы к нам приехали ребята, скажем, из любого рок-клуба страны, такой концерт стал бы если не джемом, то выстроил бы исполнителей по славе и таланту, а не по месту жительства, и так же происходит, наверное, при гастролях любой западной группы в другой стране? Почему же тут долгожданный "праздник на нашей улице", которого мы так ждали и так жаждали, вызывает стыд? В чем тут дело, в нас, таких, в БГ, который милостиво позволил англичанам быть при нем (хорошо, если не так, но выглядело так, что же делать?), или в чем-то еще? И что творится, черт возьми, со всеми нами?

Екатерина БОРИСОВА
г. Ленинград

"Советская Молодежь" (Рига) 04.02.1989



БГ есть БГ

Боб, БГ, Боря, Борис Гребенщиков. В полный рост. Сестра. Дык елы-палы. Все дела. Расцвел заповедный ирис на наших полночных кухнях, качаясь на тонком стебле потустороннего голоса. Расцвел, озаряя темные углы комнат голубым газовым цветом и запахом шестиструнной травы. Слезай, Боб, - приехали. Принимай, Америка, Великого Дворника - полномочного представителя родного поколения. Ау, Евразия! Поколение Дворников и Сторожей заплутало в бескрайних просторах земли. Из этих просторов никто никогда не выбирался. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и дважды создать одну и ту же группу. Отхлебни напоследок из АКВАРИУМА и поцелуй подоконник перед прицельным прыжком. Эй ты, как там сегодня тебя! Твое племя пойдет за тобой. Цой снимется еще в одном фильме, Майк вспомнит еще одну старую песню, Кинчев зарядит свой аккумулятор из другого источника и займет свое место на круге, Башлачёв распахнет на себе без оглядки квадратное небо и рухнет. Шевчук... А что, собственно, Шевчук?.. Ну, хорошо - Шевчук напишет новый музыкальный фельетон и зарядит им с ходу свое дальнобойное горло. Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет. Мы еще нет. Но кое-кто уже - да. И пусть лихо на ура свалились откуда-то отличные уральские ребята и прочий столичный или тепличный рок-народ, с криками "Рок-н-ролл жив!" волокущий его в мавзолей: мы все-таки помним того, кто знал это место, когда здесь не было людно, кто оставляет эти цветы для тех, кто появится после. Дай Бог им покоя, дай Бог им покоя, пока им не хочется сделать шаг...



Что случилось? Было время, от БГ исходил свет, было время, БГ утолял жажду и каждый день менял русло, как великие реки в великих песках. Кто выключил свет, воду и остановил песок и часы? Кто бы этого не сделал, важно чувствовать это и не гнать дуру самому себе. Не лепить горбатого, мороча братков очередной "машиной времени". Важно успеть сдать в музей козырного туза, развернуть колонки и двинуть собой. Ты выбежал за угол купить вина, вернулся - а вместо дома стена; зайди ко мне, и мы подумаем вместе... Как это происходит, никто не знает. Простые слова и странные связи - какой безотказный метод. Явление БГ было чудом. Он - феномен живой культуры, которая передается только живьем из уст в уста, как губы губами, как хлеб и вино на вкус. Записать это на пластинку, объяснить жлобу, пересказать гопнику или филармонисту было немыслимо, в скифский курган всегда укладывается целый мир: человек, его жены, кони, утварь, одежда, пластинки, журналы, вино, цветы, басист и телефонный справочник. Мы пришли поколением, и мы уйдем поколением. Время укроет нас в одном кургане, и Боб сделал свой шаг туда. Америка для нас почти что Тот Свет. Может быть, оттуда и возвращаются, но никогда уже нельзя вернуться в то пронзительное время, когда холодная вода АКВАРИУМА и тихий голос Гребенщикова шатнули невидимую ось, и очнулось новое нечто, и время потекло по-иному,- когда стало ясно, как называется, как поется и как произносится истина, сам БГ не имея права на повтор, обман, прием или навык должен был неизбежно исчерпать себя, как честный и неповторимый источник. Вечной бывает только любовь, прерванная смертью.

День Серебра - был последним праздничным днем Гребенщикова. После этого он, чувствуя, что все уже не то, метнулся в митьки, вернулся, съехал, въехал, заехал и выехал. Он, видимо, собирался еще немного попеть хотя бы в том же духе. Но надо было торжественно замыкать уста, чтобы не разменять величия, молчания и тайну ухода на ерунду каждодневного удостоверительного присутствия в местах, где тебя за это еще знают и чествуют, Безусловно и то, что после откровений, бесед с небесами и выходов за грань: после того, что с ним и в нем было, БГ не мог обращать внимания на всю хит-парадную возню с бригадутилусами, альянсами, нюансами, пасьянсами и реверансами. Ясно как божий день, что без БГ, как без Хлебникова в свое время, не было бы всего этого праздника, всего этого выводка, всего этого сдвига. Для Гребенщикова парад надо было проводить отдельно, и он, как единственный его участник, мог бы спокойно шествовать в любом направлении. Вот он спокойно и прошествовал. Надо было бросить то, что стало приобретать законченные формы, окаменевать и приносить кому-то какую-то пользу. Надо было оставить это даровитым и тароватым апостолам и уйти. Хлебников ушел на Восток и умер в чистом поле. Гребенщиков двинулся на Запад и остался там. (Жить?) Надо было что-то менять, брать холст и кисти, хоть это ничего не меняет, тесать камень или писать прозу. Что-то надо было менять. Но что - состав группы, название или, может быть, струны. БГ сменил континент. Не больше, не меньше. БГ есть БГ.

Р.S. Кто помнит порядок и верит в порядок, пусть расставит весь мир по местам. Гуд бай, Боб! До встречи, БГ!

Я. КРОЛЬ
"СДВИГ-Афиша" 15.06.1989



<< Предыдущая часть

Следующая часть >>
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Екатерина Борисова
Site Admin


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1905
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 21 Ноя 2018, 20:27 - Ответить с цитатой

Добавлены новые материалы
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006