(c) Алиса Апрелева, 2004-2005
13 треков
Total time - 61:09
(c) Alisa Apreleva, 2004-2006
11 tracks +2 video
Total time: audio - 48:10, video - 5:26
Слово "уникальность" исчерпывающе характеризует Алису Апрелеву как автора и исполнителя. Подобно Йозефу Кнехту, она играет с различными культурными пластами. И всегда выходит из игры абсолютным победителем: в отличие от гессевского героя, Алиса на основании усвоенных и критически переосмысленных музыкальных и поэтических традиций создаёт свои неповторимые, но не похожие друг на друга стили - как в музыке, так и в поэзии. То, что сегодня делает Алиса Апрелева, бессмысленно втискивать в рамки пресловутого "русского рока", да и вообще - в какие-либо рамки. А вот в историю отечественной музыки, равно, как и поэзии, её имя стоило бы вписать, да не красными чернилами, а золотыми буквами.
Полистилистичность, я бы даже сказал, полижанровость затрудняет характеристику её музыкального творчества. Очевидно, академическое образование Алисы обусловило её тяготение к крупным музыкальным формам. Круг интонационных истоков Алисиного творчества чрезвычайно широк: духовные песнопения, русская классика, славянский, а в последнее время и американский фольклор... Конечно, при очень большом желании можно обнаружить влияния некоторых представителей отечественного рока, но они будут выглядеть случайными и минимальными, а все попытки проведения каких-либо аналогий в итоге окажутся надуманными и несостоятельными: от подражательства Алиса далека.
Тексты, как и музыка, полижанровы. Диапазон поэтических влияний чрезвычайно широк - от символистов и футуристов Серебряного века до "Фронта Радикального Искусства". Впрочем, у всех текстов Алисы, к какому бы жанру и направлению они ни относились, есть одна общая черта. Они не воспринимаются с первого раза, что, возможно, и к лучшему: понятность убивает художественность. В своё время Сёрен Кьеркегор определял поэта как несчастного человека, в сердце которого скрыты глубокие мучения, но чьи губы устроены так, что, когда стон вырывается из них, он превращается в прекрасную музыку. Казалось бы, многие песни Алисы вписываются в эту характеристику. Хотя называть их трагичными и депрессивными я бы воздержался. В них - настоящий оптимизм. И куда больше, чем у всех наших сладкоголосых звёзд и звёздочек, вместе взятых.
Об исполнении скажу одно: с каким бы проектом Алиса ни работала, её всегда отличает серьёзный подход к музыкальной и к поэтической составляющим. Не зря она определяет свой стиль как "арт-символизм", который предполагает "гармоничную слиянность мелодии, слова, гармонии, сценического образа и личностной основы исполнителя". Именно поэтому она становится в оппозицию к андеграунду и избирает иную форму существования - оверграунд, которая изначально предполагает поступательное движение, неуклонное развитие, творческий рост.
Избранное Алисой название переводится на родной язык как "свободно": термином "ad libitum" в нотном тексте помечаются места музыкальных произведений, допускающие известную долю импровизации. Бoльшая часть песен уже известна поклонникам Алисы по ставшему раритетом, в своё время распространявшемуся только на кассетах альбому 2001 года "Ante" и по концертнику 2002 года "Асфальт". Впрочем, этому можно найти объяснение: составляя сборник, Алиса исходила из желания, во-первых, представить разные стороны, формы и этапы своего творчества, во-вторых, сделать подарок своим поклонникам - что-то наподобие "The Best". И, на мой субъективный взгляд, с поставленной двуединой задачей справилась на все 100%. В более же широком смысле "Ad Libitum" подразумевает свободу, данную нам свыше. Как нетрудно убедиться по прослушивании, смысловая доминанта подавляющего большинства её песен - поиск контакта со Всевышним, стремление создать свой собственный мир, в котором присутствует Бог.
"Ad Libitum" существует в двух редакциях. Первая распространяется в России среди поклонников творчества Алисы. Вторая, обновлённая, куда вошли записи, сделанные в 2006 году, существует виртуально: её можно скачать, зайдя по ссылке на сайт Апрелевой.
Во весь внешний разворот обложки первого диска изображён тихоокеанский прибой, символизирующий и непреодолимую силу, и красоту Земли, и величие Вселенной, и возможность прикоснуться к Началу, и свободу, подчинённую одной воле - воле Творца.
Открывается сборник студийной записью англоязычного проекта TRANSATLANTIC EXPRESS, в котором кроме самой Алисы (музыка, тексты, гитара, вокал) участвовали Андрей Сенин (тенор-гитара; также - ТОЧКА РОСЫ) и Юрий Джанибеков (кларнет). Представленная на диске композиция "Lullaby" записана в январе 2005 года звукорежиссёром Станиславом Перевезенцевым. По музыке это великолепная стилизация современного американского фольклора с придыханием арт-рока. Текст лучше воспринимать на "языке интернационального общения".
Следующие три трека записаны в период с лета 2004 по весну 2005 гг. с родной группой ФАБРИКА ТЯЖЁЛОЙ ВОДЫ, в которую входят Наталия Жеренкова (скрипка), Владимир Никритин (бонги), Константин Гнедовский (бас), Александр Сорокин (перкуссия) и Станислав Перевезенцев (звук).
"Ave, Maria!" - песня о бесовской прелести: бесы охотно пользуются свойством многих людей - выдавать желаемое за действительное.
"Анимация", очевидно, написана под впечатлением от Янкиных "Декораций". В этой короткой песне живописно изображён хайдеггеровский "обезбоженный мир": игра на аллитерациях как способ выразить то, на что обычных слов не хватает; баланс на грани надежды и отчаяния, нарастание эмоционального накала до кульминационной точки, гримаса боли на лице, искажение рта в стоне - на крик уже не хватает сил... Конец столь внезапен, как и начало.
Тема войны не нова для отечественной поэзии в целом и рок-поэзии в частности. В композиции "Я Объявляю Войну!" тема приобретает философский характер - война с собственными пороками, с окружающей действительностью.
Диск продолжает запись с концерта в Театре песни "Перекресток" осенью 2002 г.
Песня-посвящение "Дом С Окнами В Вечность" выдержана в романсовой эстетике.
Песня "Нельзя" - её можно воспринимать на разных уровнях - и как чистой воды импрессионизм, и как философское воплощение противостояния горнего и дольнего, духа и материи, небесного и земного. Непременно нужно отметить великолепные вокальные данные Алисы.
Запись с концерта ФТВ в клубе "Форпост" 8 октября 2004 года выглядит как несколько капель дёгтя в бочку мёда. Кустарность записи мешает восприятию. Звукорежа на мыло. Бас-гитары нет!
"111 Дней До Весны" - по-ноябрьски холодно, проникновенно, пронзительно, но и в названии, и в припеве сквозит проблеск надежды.
"Белые Птицы" - романтическая баллада, которую на данной записи "спасла" Алиса своим виртуозным вокальным исполнением. Полифоническая импровизация вокала Алисы и скрипки Натальи Жеренковой.
"Солнце?" - это песня от имени человека, не нашедшего свой путь к Богу и находящегося в запредельном одиночестве. На создание образа успешно работают используемые музыкантами выразительные средства.
В лирико-драматической балладе "Волчонок" появляется alter ego самой Алисы. В этом же обличье он перекочёвывает в композицию "Маленький Принц".
Запись с концерта ФТВ в Казани 15.01.2005 отличается более высоким качеством. Можно назвать Алису основателем нового жанра - аудиопоэзии. Мне кажется, литературоведы ещё скажут свое веское слово о её стихах.
В заключение сборника - переход в сферу "несерьёзного". Песня "Мохнатые Птицы" с самоценным эпиграфом Игоря Юганова (поэт, погибший в 43 года) - песня, далеко не свойственная творческому почерку Алисы, своеобразное исключение из правил. По музыкальной стилистике это - инди-поп. Аранжировка сделана Алисой, ею же сыграны все инструментальные партии. Вокал исполнен дуэтом с неким Игорем Берлиным - дуэт получился замечательный!
Основу оформления второго варианта составляют фотоснимки - портреты Алисы, выдержанные в мистико-героической эстетике (не путать с эстетикой ролевиков!).
Первые четыре студийных трека - те же, что и в первом варианте, однако они по-новому пересведены, перепет вокал. Впрочем, разницу могут заметить разве что дотошные поклонники творчества Алисы.
"Форпостовская" запись урезана до трёх треков: "111 Дней До Весны", "Волчонок", "Маленький Принц".
Диск продолжает запись с прямого эфира на радио "Культура" 12 апреля 2005 года. "Тишина" - вокально-симфоническая поэма, выдержанная в свободной форме. По прослушивании её мне вспомнились слова Борхеса: "Человек выигрывает, если не удовлетворяется плодами, созревшими в каком-то одном углу планеты". Налицо синтез и авторское переосмысление различных фольклорных традиций. Композиция исполнена в две виолончели с Петром Акимовым. Диалог культур: фольклорной (из вокала) и академической (виолончели).
"Не Было И Нет!" - это своего рода продолжение "Lullaby", её "активный" вариант, только более сжатый и драматичный.
EVIL DEAD PROJECT - англоязычный проект, в который вошли Jonathan Hurley (Джонатан Хёрли) - идея проекта, гитара, Alisa Apreleva - вокал, синтезаторы, орган, рояль, Breatt Nasify - бас-гитара, Tahoma Hauptman - барабаны. Тексты и музыка в выбранном куске, в основном Алисины (есть несколько строф Джонатановских), аранжировка - коллективная. Проект был задуман, как звуковая "подкладка" под видеоряд из популярного в Америке фильма ужасов "Evil Dead"; в общей сложности, это больше часа музыки. Записано в Сиэтле (США) в феврале 2006 года. На диске проект представлен серией отрывков оригинальных треков.
Аудиодорожку завершает песня "Мохнатые Птицы".
Завершают альбом два видео, записанные на Оверграунд-фестивале в клубе "Вереск" 31 марта 2006 года Алексеем Труфановым. "Белые Птицы" и "Не Видно Огня".
Песня "Не Видно Огня" - посвящена экзистенциальной тематике борьбы и победы, жизни и смерти, света и тьмы. "Белые Птицы" исполнены здесь большей драматической напряженности, ярче выражено актерское начало Алисы как личности. Энергетика такая, что "вылетают пробки"! Жаль, что диск не "резиновый" и не смог вместить всё фестивальное выступление.
Алиса Апрелева, бесспорно, Явление на российской сцене. На мой взгляд, оба варианта полно представили все стороны её творческой и исполнительской деятельности.
Фанатам Алисы я бы рекомендовал приобрести оба варианта. В проигрыше они не останутся.
Опубликовано в альманахе "Паруслов", выход 9, весна 2007
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах