Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, часть 1 (разные издания)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 19 Янв 2006, 12:41 - НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, часть 1 (разные издания) Ответить с цитатой

"Не трогайте небо!"

Полное название НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС (головоногий моллюск, реликт палеозойской фауны) или более краткий вариант - подводная лодка.

Не правда ли, причудливая личность - жюльверновский капитан? Робин Гуд и Чайльд Гарольд. Заступник униженных и оскорбленных и в то же время странствующий философ, родиной которого стали злые морские пучины.

Столь же парадоксально сочетается в творчестве Вячеслава Бутусова, Дмитрия Умецкого и их друзей, казалось бы, трудно совместимое: реалии нашего повседневного быта с целой системой сложных символов и аллегорий.

А начинали они свой путь так же просто, как и многие-многие другие до них (АКВАРИУМ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, ЗООПАРК), - с игры на танцах. Ездили по колхозам Урала и Сибири...

Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий - архитекторы по образованию, которые в далеком 1978 году положили начало этому причудливому рок-феномену (еще не называвшемуся НАУТИЛУСОМ) и до сих пор вдвоем им руководят. Кстати, обратите внимание, Свердловский архитектурный институт вырастил много интересных рок-музыкантов.

В 1982 г. у группы появилось собственное имя - АЛИ-БАБА И 40 РАЗБОЙНИКОВ - и была заполнена первая строчка в "дискографии", то есть появился первый ролик одноименного названия.

Следующий год принес новое имя (всем нам сегодня хорошо знакомое) и новую заполненную строчку - 1983 - "Переезд".

Впрочем, эти альбомы не вызвали особого волнения в музыкальном море. "Всплытие" НАУТИЛУСА началось в 1985 году - с выходом альбома "Невидимка". Хотя сами авторы и склонны видеть в этой программе всего лишь почтительное следование в фарватере флагмана уральского рока - группы УРФИН ДЖЮС. В действительности это явление для Свердловска принципиально новое и важное.

В Москве тогда утвердилось своеобразное отношение к свердловским рокерам: это замечательные музыканты, обладающие настолько весомым багажом профессионализма, что с такой тяжестью за плечами им весьма непросто преодолеть рубеж десятилетия: 70-х и 80-х. Абстрактно-космические тексты выглядели действительно архаично на фоне ленинградского сленга раннего АКВАРИУМА и ВЫХОДА или рыженковских "песен на бытовой сюжет". Хотя вдумчивый исследователь уже в 1983 году мог бы предположить, что группа, которая сумеет, не теряя присущего свердловчанам профессионализма, соотнести свое творчество с актуальными и болезненными проблемами 80-х годов, неминуемо выйдет в конце концов на первые места в советской рок-музыке. Такой группой стал НАУТИЛУС.

"Невидимка" - альбом во многом переходный, но именно в лучших его композициях - таких, как "Гудбай, Америка", "Алчи, Алчи", мы видим неповторимое лицо новой группы. А подлинный триумф ей приносит следующая студийная работа - программа, начинающаяся со старинной русской песни "Разлука ты, разлука..." и по этой песне названная. Кстати, примерно в то же время коллекции наших меломанов пополняет и очередная работа ДДТ ("Время"), заставкой к которой Юрий Шевчук выбирает композицию на текст из древней рукописи "О человече бренный...". Таковы закономерности процесса, названного кем-то из "летописцев" отечественного рок-н-ролла "провинциальной революцией", - вопреки всяким субординациям музыканты из весьма отдаленных от столицы восточных и северных областных центров искали собственные модели самовыражения в роке, а альбомы, которые они при этом записывали, вызывали в Москве и Ленинграде не всегда "белую" зависть. Может быть, Бутусов, Шевчук или Богаев просто меньше времени тратили на всякие модно-престижные "тусовки" (за неимением таковых), и, согласно закону сохранения, его гораздо больше оставалось для кропотливой работы в студии?

Надо отметить, что в этом отношении - как филигранное творение студийных ювелиров - "Разлука" заставила задуматься наших рок-фанов, уже изрядно избалованных резко возросшим качеством продукции "магнитофонной индустрии". Высочайший класс всех музыкантов (чуть позже мы расскажем, кто есть кто), отличные аранжировки и незабываемый голос Вячеслава Бутусова, искренний и в спокойном философствовании "Казановы": "Зачем делать сложным то, что проще простого?" и в ярости "Шара Цвета Хаки": "Я знать не хочу ту тварь, кто спалит это небо!". Краски, которыми НАУТИЛУС пишет свой образ мира, могут казаться приятными или не приятными для глаз, но они, во всяком случае, не тусклы. И мир этой группы не похож ни на какой другой. В быту экипаж НАУТИЛУСА - достаточно общительные и не лишенные юмора люди, но "Разлука" - альбом, не вызывающий веселья. Здесь есть гротеск, но нет сатиры. НАУТИЛУС избегает открытой публицистичности, составляющей сильную сторону других сегодняшних властителей наших дум (таких как ДДТ и ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ), - он предпочитает поэтические аллегории (достаточно прозрачные для тех, кого природа не обделила способностью соображать).

После "Разлуки" начинается новая эпоха в истории группы: несмотря на все бюрократические рогатки, затрудняющие концертную деятельность рок-групп (до сих пор обычные гастроли, например, в Москву больше похожи на переход Суворова через Альпы), НАУТИЛУС становится самой "выездной" группой Свердловска. Пригласили их и в Ленинград - в довольно непривычной для рокеров роли "культурной программы" пленума Союза композиторов РСФСР. Надо сказать, что та памятная серия концертов в Доме молодежи явилась подлинным триумфом молодого свердловского рока - в образе НАУТИЛУСА перед усталыми мэтрами из АКВАРИУМА предстала их собственная бескомпромиссная молодость. Правда, оценка композиторов, высказанная на заключительном заседании пленума, была прямо противоположной: Гребенщикова они приняли как нечто привычное, а Бутусов их шокировал. Запомнилась газетная рецензия, написанная явно по заказу: по старой методе "Барбаросс рок-н-ролла" и прочих неаппетитных рагу... автор выдрал из великолепной песни "Ален Делон" одну строчку: "Ален Делон не пьет одеколон" и упражнялся по этому поводу в остроумии. На самом деле (поясняем для тех, кто еще не слышал НАУТИЛУСА) в песне рассказывается совсем не смешная история про девочку, живущую в страшном, нечеловеческом, вечно пьяном мире.

"Прогулка в парке без дога
Может стать тебе слишком дорого.
Мать учит наизусть телефон морга,
Когда ее нет дома слишком долго".


А отец, "приходя, не находит дверей и плюет в приготовленный ужин"... Хотя страшнее всего чувство трагической зацикленности этого мира: муж этой девочки, с которым она познакомится на одной из пьянок у подруги, будет точной копией ее отца. И единственное человеческое лицо в галерее монстров - наклеенная на стенку фотография актера. Но "Ален Делон говорит по-французски", поэтому он не поймет девочку из Свердловска, и ничем ей не поможет, так же, как Ване Жукову не поможет его деревенский дедушка, а парнишке из известной песни ДК не поможет Фил Эспозито.

НАУТИЛУС покорил Ленинград и намеревался продолжить свой триумф в Москве - на одном из тех открытых прослушиваний "Мелодии", о котором мы писали в статье "Северная легенда" ("МК" от 15.05). К сожалению, механизм торможения очередной раз взял реванш, прослушивания были отменены и встреча с асами уральского рока весной 1987 года не состоялась. Жаль. Москвичам есть чему у них поучиться: если именитые ленинградцы выглядели бледновато на фоне НАУТИЛУСА и ЧАЙ-ФА, то мысленно представив себе их появление, скажем, на июньском фестивале рок-лаборатории в ДК им. Горбунова, мы получили бы просто сокрушительный для столицы контраст. (Конечно, при условии, что ребята согласились бы играть на разномастном подобии аппаратуры, набранном по принципу "с миру по нитке - голому рубашка").

Затем 23-24 мая в Вильнюсе состоялся настоящий рок-фестиваль "Литуаника" - во Дворце спорта, на великолепной аппаратуре - и НАУТИЛУС стал одним из его лауреатов.

Теперь, как и было обещано, о составе НАУТИЛУСА. Вячеслав Бутусов - вокалист-гитарист, автор части текстов. Дмитрий Умецкий - бас и тоже автор текстов. Все остальные - профессиональные музыканты. Алексей Могилевский - саксофонист. Альберт Потапкин - ударные (самый молодой в группе - ему 19 лет при среднем возрасте 25), Алексей Хоменко - клавишные, Виктор Комаров - клавишные. Вероятно, в этот список справедливо будет внести Илью Кормильцева - одного из "больших людей" свердловского рок-клуба, химика, переводчика и поэта, и Андрея Макарова - специалиста, которому группа обязана качеством своего звучания.

Мы уже заметили, что НАУТИЛУС достаточно сдержан в проявлении своих эмоций - поэтому несколько особняком в "Разлуке" стоит композиция "Шар Цвета Хаки" - страстный манифест, выдвинувший его создателей в авангард отечественной фракции мощного международного движения "Рок за мир". "Шар" построен на своеобразной игре цветов.

"Был бы черным - пускай хоть самым чертом,
Но кто-то главный, кто вечно рвет в атаку,
Приказал наступать на лето и втоптал меня в хаки.
Я вижу дым - там, где я не был,
Я чувствую гарь,
Я знать не хочу ту тварь, кто спалит это небо!"
(слова В. Бутусова).


"Шар" - это не просто антивоенная песня, говорит Бутусов, это призыв. Мы все понимаем и осознаем. В жизни делается много бессмысленного ради бессмысленного". Действительно, сегодня, когда учеными неопровержимо доказано, что применение ядерного оружия хотя бы одной стороной надежно гарантирует уничтожение человечества (если не всего живого на Земле), борьба с ракетно-ядерной паранойей затрагивает каждого человека. Призыв НАУТИЛУСА "не трогайте небо!" - это призыв к спасению планеты от ядерной зимы.

Сергей ИЛЬИН, Наталья МАРЬИНА
"Московский Комсомолец" 30.07.1987



Песни, которых мы не знаем

Три дня в сентябре на открытой площадке Зеленого театра в подмосковном городе Подольске проходил большой фестиваль рок-музыки. Свои программы показали: ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ из Архангельска, ДДТ и ТЕЛЕВИЗОР из Ленинграда, БОМЖ и КАЛИНОВ МОСТ из Новосибирска, J.M.К.Е. из Таллина, ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ из Москвы, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС из Свердловска - больше двадцати коллективов. Лауреатами названы ТЕЛЕВИЗОР и НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС.
Сегодня мы знакомим читателей с уральской группой.


Их музыка не похожа на ностальгически-привычные, но давно забытые "Ландыши" или радостно оптимистичную песенку о последней электричке. И за "ландышами", и за "электричкой", вспомните, вставал мир такой безоблачный, благостный и тихий, где самым большим несчастьем, пожалуй, была лишь ссора с любимой. Так хотелось, чтоб мир был именно таким...

У группы из Свердловска НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС видение мира несколько иное.

В природе наутилус помпилиус - довольно безобидная раковина-моллюск. Размножается она странным для нас, людей, способом - захлопывая створки, острыми краями отрезает свою плоть, которая становится самостоятельным организмом. Небезболезненная операция; а новый организм начинает жить - мягким и незащищенным, доступным любому хищнику.

Ребята из рок-группы режут на сцене по живому - по сердцам. Но то ли гром гитар, то ли собственная глухота заставляет иных критиков воспринимать поверхностно лишь сакраментальное "Ален Делон не пьет одеколон..." - как сказано в одной из песен.

Можно презрительно кривиться, непроизвольно подергивая ногой в такт ритмам рока, можно считать его принадлежностью неглубокого ума, нечистой радостью посредственного вкуса, стремящегося к простым ответам на сложные вопросы. И среди поколения шестидесятых, выросшего на песенной культуре Окуджавы и Высоцкого, немало равнодушных к рок-музыке. Высоцкий пел о нас (или о том, какими бы мы хотели быть), а чего там такого на неизвестном для многих английском пели БИТЛЗ или РОЛЛИНГ СТОУНЗ? Привлекали мелодия, ритм, "запретный плод" в конце концов.

В благопристойное бытие ритм рок-н-ролла ворвался неожиданно:

Первый опыт борьбы против потных рук
Приходит всегда слишком рано.
Любовь - это только лицо на стене,
Любовь - это взгляд с экрана...


Тут вам не за последней электричкой бегать. Но именно это и не было услышано строгими ценителями, заметившими только "одеколон". Иные вообще ничего не хотели замечать, но речь не о них.

Когда сегодня на эстраде появились НАУТИЛУС, АКВАРИУМ, когда строки их песен разошлись на поговорки в молодежной среде, иные критики начали удивляться: "Да как же так? Нет, не такой песни нам хотелось, не о такой мечталось!"

Вниманием Центрального телевидения (вследствие уральской удаленности?) молодые музыканты не избалованы, пластинок их "Мелодия" не выпускала. Конечно, записать кассету НАУТИЛУСА не просто, попасть на концерт - большая удача, однако к материальному существованию самой группы это никакого отношения не имеет.

В одной из песен группы недвусмысленно сказано: "Я должен начать все сначала..." Они и начали "сначала", отказавшись от обеспеченного быта, перспективной карьеры. За это и получили возможность говорить свое, незаемное. Говорить без оглядки на самого строгого цензора - свой собственный страх. Когда-то Дмитрий Умецкий, Вячеслав Бутусов пытались (и небезуспешно - на уровне студенческих проектов, не пошедших в дело) сказать свое слово в архитектуре. Не вышло. И "основная" деятельность в далеких от архитектуры "конторах" стала всего лишь средством содержания семейств. Олега Потапкина, лауреата рок-фестиваля в Вильнюсе, директор музыкального училища хотел исключить, потому как невозможно одновременно становиться вместе с НАУТИЛУСОМ лауреатом и сдавать экзамен по мастерству...

Они могли бы вполне безбедно существовать при ресторане-дискотеке "Малахит", куда их неоднократно приглашали. Но нельзя одновременно жевать бутерброд и слушать "Мальчик-Зима" или "Отход На Север". Здесь думать надо, а не желудочный сок выделять!

Они неудобны, максималисты, вызывающе одеты в галифе, ботфорты и строгие френчи. Они непривычны тем, что стоят, жестко врастая в пол сцены, почти не двигаясь, бросают в зал: "Одни слова для кухонь - другие для улиц..." Ведь и мы говорили это же! Шепотом, на кухне.

Но вот что больше всего их раздражало: "Ладно, нас не слушают, не понимают и не хотят понимать те, кому слова наших песен поперек горла. Но почему, почему и другие, для кого мы сочиняем, пишем, - почему им неважно о чем?"

"Свободы слуха", как писал Герцен, не оказалось и у поклонников. Команда Бутусова сменила репертуар, вновь заставив вслушиваться в себя, в новые, незаигранные, непривычные тексты.

...Нас выращивали денно,
Мы - гороховые зерна.
Нас теперь собрали вместе -
Можно брать и можно есть нас...


После исполнения этой едкой песни в Новосибирске попытались методами конструктивной критики воздействовать на свердловских музыкантов. За многие годы мы, признаемся, привыкли слышать о себе совсем иную правду - фанфарно-победную, и слух болезненно воспринимает отступление от ее канонов.

Конечно, по сравнению с началом восьмидесятых ситуация изменилась, но ведь именно в те "застойные" годы и родился отечественный рок. Им не страшно: "памяти поротой задницы" у них нет, им страшно, что прошлое может вернуться, и отнюдь не в виде фарса. Не переставая, напоминают они это всем, кто готов слышать.

Когда публика ревет, а зал огромен, Вячеслав Бутусов закрывает глаза. "Надо почувствовать боль. Я не могу петь, пока не чувствую текста, пока не проживаю песню вмиг. Пока мне самому "все равно", петь я не могу. Тогда уж лучше вообще молчать..." Таково их кредо - молчать, пока не почувствуешь боль собственной душой.



С каждым осенним днем приближается стужа.
С каждым движеньем страшнее, но легче дышать...


Бывший заурядный ВИА Свердловского архитектурного института, предназначенный для танцевальных развлечений, поднялся к вершинам популярности в "неформальных кругах". "Красивое пение" исчезло из программы группы. Появилось другое:

Когда умолкнут все песни, которых я не знаю,
В терпком воздухе крикнет последний мой бумажный пароход.
Мне стали слишком малы твои тертые джинсы,
Нас так долго учили любить твои запретные плоды.
Гудбай, Америка!..


Когда умолкают, уходят чужие песни - появляются свои. И проблемы - живые, ненадуманные. И боли свои - своей страны, своего народа, своего поколения. После своих слов сложно будет вернуться к рифмованному воспеванию под легкую музычку красот летней речки, необременительному и безопасному переливанию из пустого в порожнее.

Они понимают, что, если боль заменить "благами", исчезнет и НАУТИЛУС. Хорошо им, наверное, будет тогда, когда у ровесников, у всех нас начнут исчезать пустоты в душах. Впрочем, они и тогда найдут о чем сказать, потому как "эра безмятежности" не скоро наступит, да и вряд ли вообще достижима.

...Свои концерты Бутусов с командой начинают своеобразным музыкальным эпиграфом: в темном зале, на черной сцене все шестеро поют без гитар: "Разлука ты, разлука, чужая сторона. Никто нас не разлучит, лишь мать сыра земля". Это потом зажгутся прожектора, поползет бутафорский дым и зал взорвется криком.

Так куда ж влечет нас рок?

К тому времени, когда всеми будет осознана боль за свое Отечество, за свой народ и за себя, бывшего часто не гражданином, а всего лишь безответным "жителем". Затем они и на сцене.

Алексей БАЛАБАНОВ, Владимир СУВОРОВ
Фото Игоря СТОМАХИНА

"Огонёк" №39'1987



Философия в стиле рок

Они не заигрывают с публикой, не эпатируют ее. И, тем не менее, их любят. Их называют лидерами рок-музыки сегодня. Почему?

Рок-звезды вспыхивают быстро и еще быстрее гаснут. Не все, но многие. У нас более чем предостаточно рок-групп, но мало самобытных. А если нет самобытности, но выступать хочется - что делать! Рецепт известен: шокировать публику. Кто чем может: смелостью (чаще всего вчерашней), внешним видом или невероятной заумностью песен, которые не слушать надо, а разгадывать. НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС всплыл в рок-море солидно и не торопясь. Со стороны могло сложиться впечатление (думаю, так оно и было), что группа ничего не делала для собственной популярности. Только одно: работала. Сначала о ней узнали знатоки, поползли слухи, мол, в Свердловске появилась уникальная группа. Потом кассеты с записями стали передаваться из рук в руки. Иметь запись НАУТИЛУСА стало престижным. Сам видел на юге плакат на одной из студий звукозаписи: "Есть НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС!"

То, что группа эта уникальна, сегодня никому доказывать не надо. Но в чем же ее феномен? Некоторые считают: в том, что НАУТИЛУС поет о нашей жизни. А о чьей жизни поют другие группы? Нет, не в этом дело.

Те, кто бывал на концертах группы, наверняка заметили, что они и ведут себя как-то... несовременно, что ли. Выходит Вячеслав Бутусов, и начинается не столько концерт, не столько шоу, сколько, скажем так, рок-разговор. Пока другие группы (во всяком случае, многие из них) пытались всеми силами зрителя увлечь и развлечь, НАУТИЛУС хотел заставить зрителя оглянуться по сторонам, вглядеться в жизнь, а вглядевшись, задуматься.

Почему у дочери пьяного отца единственная радость в жизни - портрет Алена Делона, который "говорит по-французски и не пьет тройной одеколон"? Почему мы так часто сами себя ощущали гороховыми зернами, которые бьются головой о стену? И что это за человек, чья нехитрая философия выражается словами: "Ты моя женщина, я - твой мужчина. Если надо причину - то это причина. Казанова, Казанова - зови меня так". Кто он такой, современный Казанова? И как, наконец, сделать, чтобы наша земля не была "шаром цвета хаки"? Музыканты делятся с нами своими мыслями, надеясь разбудить мысли и в нас. Этим и интересна группа. Несмотря на обилие рок-групп, несмотря на то, что их все чаще показывают по телевидению, рок-движение переживает момент нелегкий. То, что еще вчера казалось смелым, невероятно оригинальным, сегодня уже выглядит как нечто устаревшее. Как соответствовать сегодняшнему дню? - вопрос для рок-движения не праздный.

Мне кажется, что НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС решил его для себя, как и подобает людям искусства: надо рассказывать о наболевшем талантливо. И тогда не надо будет ни подстраиваться, ни заигрывать - тогда ты будешь интересен. И наконец, последнее. Свердловские музыканты - это группа, состоящая из личностей. Мне бы хотелось их всех назвать: Вячеслав Бутусов (гитара, вокал), Виктор Комаров (клавишные), Алексей Могилевский (саксофон), Дмитрий Назимов (ударные), Алексей Хоменко (клавишные), Андрей Макаров настраивает аппаратуру, Илья Кормильцев пишет тексты песен.

НАУТИЛУС много ездит по стране, побеждает на всевозможных конкурсах. И всегда остается самим собой. Пока это есть, у группы, уверен, будет счастливое плавание.

Андрей МАКСИМОВ
Фото Виктора ГРИЦУКА

"Собеседник" №31, июль 1988



НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС выходит "на бис"

Подводя итоги "Музыкального марафона" за июль ("ВМ" от 12 августа), мы обещали читателям знакомить с победителями марафона на том или ином этапе. Сегодня наш рассказ о рок-группе из Свердловска НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Об артистах с Урала в последнее время довольно часто писала пресса. Мы не станем повторять рассказ о биографии коллектива, а предлагаем вашему вниманию рецензию на выступление группы в Государственном Центральном концертном зале, состоявшееся в начале августа.

...Вячеслав Бутусов посмотрел в зал, закрыл глаза, и над сотнями голов завороженных поклонников зазвучал знакомый сегодня, наверное, каждому голос:

"Посмотри, как блестят бриллиантовые дороги...
...Нас зажали в тиски бриллиантовые дороги...
...Как безумно блестят, помрачая рассудок,
Бриллиантовые дороги в темное время суток!".


Еще года два назад известный лишь сравнительно узкому кругу слушателей по магнитофонным записям, а ныне получивший беспримерную известность свердловский НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС вышел на эти самые "бриллиантовые дороги". Сегодня эту группу неизменно сопровождают все атрибуты, присущие рок -звездам: на их концерты билеты раскупаются за месяц до выступления или перепродаются с рук по баснословной цене, поклонники, а точнее, поклонницы, сутками стоят у служебных входов в концертные залы и буквально оккупируют центральные в надежде прикоснуться к своим кумирам. А телепередача "Взгляд" не упускает возможности еженедельно представлять песни НАУТИЛУСА.

Так было и в Центральном концертном зале на всех четырех концертах группы. Впрочем, стоит ли удивляться этому ажиотажу, хотя он не вполне оправдан?! Ведь музыка и поэзия НАУТИЛУСА вошли в моду, но не в сознание слушателей, стали наркотиком для поклонников. И уже в зале сидят и внимают не вдумчивые слушатели, а "гороховые зерна" из одноименной песни группы, зерна, которые можно превратить во что угодно.

"...Зерна отольются в пули, пули отольются в гири,
Таким ударным инструментом мы пробьем все стены в мире".


Впрочем, участники группы сами, видимо, встревожены наркотически бездумным поведением зала. И это отразилось в их последней песне:

"Я увидел глаза, я прикоснулся к лицу,
Я ищу те ворота, откуда я вышел...
Я пришел открыть те ворота, откуда я вышел...".


Некоторые слушатели, знающие творчество группы уже не один год, в смятении: НАУТИЛУС начал работать "под крышей" Росконцерта, как скажется на группе зависимость от Росконцерта, не обернется ли потерей индивидуальности, обезличиванием?

Однако другие видят, что Росконцерт открыл окно группе в "большую жизнь" - в сентябре предстоят двадцатидневные гастроли в Финляндии, в планах - поездка в США. Вот только останется ли свердловской рок-группа НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС? Несомненно, "наутилусы" понимают, осознают тот неизбежный этап, который возникает между "звездами" и поклонниками. Здесь можно было бы процитировать их последние песни, кричащие об одиночестве и равнодушии, отчуждении в мире людей: "Город Братской Любви", "Доктор Твоего Тела", "Синоптики Длинных Стыдливых Ночей", "Я Хочу Быть С Тобой". Можно было бы разложить по полочкам, проанализировать песню "Стриптиз", вызывающую в памяти недобрые воспоминания о недавнем всесилии всевозможных торговых (и не только торговых) мафий. Можно процитировать, дать оценку, поразмышлять. Можно. Но задача этой заметки поставить вопрос: что же будет с кумиром завтра? Единственная в Союзе группа, никогда не выходившая на бис в Центральном концертном зале, вышла, да не один раз! Что это - измена принципам или разумный компромисс? Но ведь где начинается компромисс, потакание публике, там кончается творчество...

Настораживает и то, что НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС показал в Центральном концертном зале не новую программу: большинство песен написано и исполнено группой (в магнитофонных альбомах) 3-4 года назад.

История (не только рок-музыки) знает множество взлетов, основанных на слепом поклонении, фетишизации, бездумности. Это тревожит, уверен, не только меня, но и всех истинных любителей группы, да и саму группу НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС.

А. ГОРБАТОВ,
научный сотрудник Центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина
На снимке: художественный руководитель группы В. БУТУСОВ. По мнению читателей "ВМ", он стал лучшим композитором июля. Фото А. АСТАФЬЕВА

"Вечерняя Москва" 29.08.1988



НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС

В последнее время много говорят об успехе свердловской группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Этот коллектив неизменно становился лауреатом практически всех последних фестивалей рок-музыки. Сегодня мы публикуем беседу нашего корреспондента с руководителем группы, певцом и гитаристом Вячеславом Бутусовым.

- Слава, с чего начался НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС?
- Я думаю, что точкой отсчета можно считать время учебы в Свердловском архитектурном институте, где я познакомился с Димой Умецким - бас-гитаристом группы. А интерес к музыке и желание играть возникло намного раньше.

- Вы по образованию архитектор?
- Да, мой дед хотел, чтобы его сын стал инженером, а внук - на ступеньку выше. Поскольку я окончил в свое время художественную школу, отец решил создать из меня некий конгломерат: художник-инженер. В итоге получился промышленный архитектор.

- Как восприняли родители, что вы в конце концов оставили работу по специальности и стали музыкантом?
- Они очень тяжело переживали. Особенно мама, ведь она когда-то работала в филармонии и знает, что такое труд музыкантов. Она расстроилась еще больше, когда я сказал, что мы работаем даже и не в филармонии.

- У вашей группы довольно оригинальное звучание, во всяком случае, отличное от многих. Что вы думаете о стиле группы?
- Когда мы собрались вместе, то решили, что у нас должен быть четкий ориентир в музыке. Тогда нам всем нравился, да и продолжает нравиться ЛЕД ЗЕППЕЛИН, лекции буквально слушались под записи этой группы. Мы и играли "под ЗЕППЕЛИН", пытаясь копировать, но вскоре поняли, что придерживаться каких-то строго определенных рамок, тем более играть "под кого-то" не имеет смысла. Для меня, например, сегодня представляет большой интерес группа ТОКИНГ ХЭДЗ. Эта группа "новой волны", но она использует в своих композициях множество элементов различных музыкальных стилей.

- Часто говорят, что рок - религия современной молодежи. Что вы об этом думаете?
- Для меня ясно одно: определенный момент веры рок в молодежь все-таки вселяет. Року многие верят сейчас больше, чем, допустим, некоторым лозунгам.

- Вы и многие самодеятельные группы сейчас становитесь официально признанными, то есть это уже не "подполье"...
- Рок-н-ролл никогда не может быть официальным, потому что это уже не рок-н-ролл. Подполье, "андеграунд" - его вотчина. Но в "андеграунде" существует некий потолок, у него ограниченные возможности. А у каждого нормального человека есть желание шагнуть вперед, сделать что-то еще. И то, что мы выходим на какие-то новые рубежи, вполне закономерно. Хотя многие наши друзья этого не понимают и считают нас кто предателями, кто дураками и т. п.

- По-вашему получается, что самодеятельность несовершенна. А работа в филармонии - есть ли там возможность творить, развиваться?
- Филармония - прокатная контора, где берут уже готовое и эксплуатируют. Ведь там можно гонять одну программу лет пять и жить при этом совершенно спокойно. Пока что у нас нет такой организации, в которой для музыкантов возможно настоящее творчество, настоящий поиск. Но получается так: человек собрался, грубо говоря, писать песню - подошло настроение, нашло вдохновение - все-таки это творческий процесс, очень сложный и тонкий. А к нему врываются люди и говорят: парень, у тебя с сегодняшнего дня по Камчатке гастроли на месяц, собирайся! И руководят этим люди, совершенно далекие от музыки. Коллектив же сам должен планировать такие вещи и в зависимости от необходимости выбирать то, что нужнее - гастроли, записи или отдых. Мы давно пришли к мысли о том, что, пока группа не станет самостоятельной юридической единицей, все будет оставаться по-прежнему. И еще. Существует цензура, это, по сути, закон, запрещающий пропаганду войны, насилия... Но есть еще и масса худсоветов, каждый из которых считает своим делом переделать что-то в произведении так, как считает нужным. А я считаю, что худсовет, который внутри нас, - самый главный худсовет. И никто не заставит человека молчать о том, о чем он хочет говорить.

- Какая публика вам нравится?
- Та, что нас понимает. Кто это? В основном люди от 25 до 40 лет, - для нас интересна аудитория, которая может еще и конструктивно критиковать, не оголтело, а по существу. И получается, что это уже не просто публика, а круг общения. Ведь самая большая польза из всего, что мы делаем, - это то, что мы сегодня имеем возможность общаться с людьми.

- Что вы думаете о сегодняшнем положении советской рок-музыки?
- Положение, я считаю, стабилизировалось. Даже если сейчас начнут что-то запрещать, рок не исчезнет. Начнут зажимать - появится "андеграунд", "подполье". А многие у нас, между прочим, любят подпольную деятельность. И некоторым группам именно в такой ситуации стало бы намного легче.

- Кто из самодеятельных музыкантов вам нравится?
- Я в основном отдаю предпочтение Ленинграду. Не потому, что в других местах ничего интересного нет, просто я считаю уровень ленинградских групп достаточно высоким. Мне нравится КИНО, АЛИСА, АКВАРИУМ, ТЕЛЕВИЗОР, ИГРЫ. В Москве я выделил бы БРИГАДУ С с их манерой мыслить. Но этот набор не говорит о том, что раз мне это нравится, то остальное я не слушаю и слушать не стану. С удовольствием бы познакомился с работами других музыкантов, но мы не обладаем исчерпывающей информацией о том, что творится в других городах. И плохо, ведь необходимо слушать разную музыку - это обогащает.

- А кто нравится из профессионалов?
- Среди формальных? Дело в том, что я считаю профессионалом не того, кто имеет "корку", а того, кто делает свое дело с душой, полностью выкладываясь. Например, Алла Пугачева меня убеждает. То, что она делает, делает убедительно. Я не могу сказать, что получаю от ее песен максимальное удовлетворение, но тем не менее.

- То есть "андеграунд" все-таки интереснее?
- Вот именно, интереснее. Там как-то веселее, там живее мыслят. Плохо ли ребята играют, хорошо ли, но ни в коем случае не скучно. Я говорю это не для того, чтобы все сразу полюбили рок-н-ролл, нет. Не надо всем его любить, надо научиться относиться к нему нормально.

- Что такое, по-вашему, фольклор и лжефольклор?
- Подлинным фольклором у нас называются попытки сделать "один в один" то, что люди когда-то делали не напрягаясь. А лжефольклор - это ПЕСНЯРЫ, АРИЭЛЬ с их обработками народных песен. Но что такое фольклор? Народная песня. А каких времен? Ведь с появлением городов в них пели уже не те песни, что в деревнях.

- Что, по-вашему, означает быть хорошим человеком?
- Хороший человек - это человек без предвзятости, снобизма. Интересный собеседник. И вообще, хороший человек - это и настроение и поддержка в жизни.

- Некоторое время назад рок-музыканты были едва ли не единственными, кто выступал со сцены с критикой различных сторон действительности, сегодня газеты заполнены весьма острыми критическими статьями. Что же остается делать рок-музыке в таком случае?
- Социальной критики действительно по объему стало больше. Но я не считаю это тупиковой ситуацией для рок-н-ролла, потому что существует масса проблем общечеловеческого характера. Да и всегда найдется что критиковать. Весь вопрос в том, как это делать, какими средствами? К тому же, мне не кажется зазорным петь о любви, хотя сейчас нас многие за это ругают, говорят, что мы стали "эстрадниками". Но ведь нельзя отвергать произведение только из-за того, что оно о любви или дружбе. Петь можно обо всем - лишь бы было интересно. Вся мировая литература, все искусство построено, в принципе, на одной теме - любви. Разница лишь в том, насколько талантливо раскрыта эта тема мастером. Вот, скажем, чем Гребенщиков противопоставил себя "андеграунду"? Тем, что вместо того, чтобы критиковать, скалить зубы, звать народ на битву, он поет вроде бы непонятно о чем. Куда бежать? Кого бить? Никаких конкретных адресов. А по-моему, его творчество ближе к общему понятию культуры и искусства.
Есть и другая позиция, и я ее не осуждаю. В жизни хватает и грязного, и отвратительного. И не будь конкретных панков с их взглядами, песнями, мыслями, кто, кроме них, стал бы руки пачкать?

- В одной из ваших песен есть строчка: "Мне страшнее Рэмбо из Тамбова, чем Рэмбо из Айовы". Это о "люберах"?
- Не только. Ведь сейчас они только получили такое название, а по сути, они были всегда - попросту хулиганы, которые таким образом показывают непонятно что: то ли свою тупость, то ли смелость, то ли силу. Больше ее проявить им вроде бы негде - в космос не посылают, вот и совершают свои "подвиги", ищут, где бы избить кого-нибудь или самому получить, чтобы потом было о чем вспомнить. Что же касается песни, то, конечно, опаснее не заморский киногерой, а сосед, который может быть и "покруче" его.

- В песне "Ален Делон" описана довольно безрадостная жизнь девушки. Я слышал такое мнение: всего этого нет в жизни, ситуация в песне надуманная.
- Такое в жизни, к сожалению, есть. Выдумывать это? Есть вещи, которые трудно выдумать. Но я не считаю, что нужно конкретизировать: указывать год рождения героини, адрес и т. д. уже потому что есть основания думать: это - не единственный случай. По большому же счету, основная идея не в трагизме положения конкретного человека, а в восприятии этого положения. Ведь бывают же в жизни ситуации, когда люди в силу определенных обстоятельств готовы покончить жизнь самоубийством. Один отмахнется: а, ерунда, проживем, а другой не может, срывается. Нужно об этом петь или нет? Отвечу так - мне нужно, и я пою.

- Я разговаривал с очень многими людьми, и все признают песню "Скованные Одной Цепью" одной из ваших лучших композиций. Что вы думаете об этой песне?
- Она замышлялась как программа к действию, где очень много всего сказано и недосказано. Сейчас же для себя мы решили, что "Скованные Одной Цепью" - словно точка в подведении итогов. По аналогии с комсомольским отчетом: вот тут плохо, тут и тут. Надо исправлять ошибки.

- Что такое, по-вашему, ощущать себя свободным?
- Свобода в определенном смысле ко многому обязывает. Внутренние обязанности появляются у человека, когда он абсолютно свободен от всяческих наблюдений, наставлений и приказов. Грубо говоря, когда моя жена уезжает в командировку, я получаю определенную свободу. Но она обязывает меня кормить ребенка, следить за собой, убирать квартиру. Поэтому я считаю, что свобода - это способность каждого человека относиться к определенным обязанностям ответственно.

- Конфликт поколений. Можно ли и как его избежать?
- Конечно, можно. В этом я убедился на примере своих родителей. Они успокоились, когда увидели, что от меня - музыканта - общественной пользы больше, чем от рядового архитектора. Также нужно убедить старшее поколение в том, что мы тоже что-то можем. Они-то ведь считают, что именно их поколение все сделало. Говорят: вот мы раньше с кайлом что вытворяли, а вы с компьютерами ничего сделать не можете. Умные стали! Начитанные! И денег вам больше давай! Конечно, переубедить таких трудно. Но ведь необходимо учитывать и ситуацию. И наше поколение может свою кровь проливать, если нужно.

- Что вам нравится и не нравится в современной молодежи?
- У меня нет возможности общаться с очень молодыми. Но впечатление, которое они производят, в общей массе такое: какие-то флегматичные. Может быть, чисто внешне. Но, с другой стороны, они более раскованные, более независимые в суждениях, чем были мы.

- В одной из статей я прочел следующее: рок - это музыка, отражающая спазмы индивидуализма, издержанной и закомплексованной жизни, пустоту. Вы с этим согласны?
- Конечно. И закомплексованность, и пустоту. Но дело в том, что однозначно относиться к чему-либо - это неправильный подход. Так можно очернить все что угодно. Это не искусствоведческий подход. Получился лозунг, под который можно встать и начать вырубать то, что не нравится. Я никогда не кричал и не размахивал знаменем, что рок-н-ролл - это самая лучшая музыка, которая когда-либо существовала в мире. Нет, в роке есть хорошее, есть и плохое. Но почему бы не научиться отбирать только хорошее, кому нужно плохое? Никому.

Н. АРЕФЬЕВ
Фото Виктора ГРИЦЮКА

"Сельская Молодежь" №9'1988



Следующая часть >>
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Кошка,кгспс
Гость





Сообщение 20 Янв 2006, 14:54 - Нау Ответить с цитатой

Просто огромное человеческое СПАСИБО за подборку материалов!!!
 
Борис
Гость





Сообщение 28 Янв 2006, 00:12 - Ответить с цитатой

Присоединяюсь!
 
anton-bibigon
Гость





Сообщение 28 Янв 2006, 15:10 - Ответить с цитатой

третьим возьмете? Smile Баальшое пасиба !
 
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 29 Янв 2006, 13:51 - Ответить с цитатой

Всем большое пожалуйста. И... спасибо за внимание. Рад, что архивная рубрика не зря лежит на сайте.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 29 Янв 2006, 13:52 - Ответить с цитатой

Всем большое пожалуйста. И... спасибо за внимание. Рад, что архивная рубрика не зря лежит на сайте.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Kassandra
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 18.02.2006
Сообщения: 2

Сообщение 18 Фев 2006, 09:25 - Ответить с цитатой

Огромное спасибо.
И у меня есть к тебе вопрос.А ты случаем не знаешь,где можно достать
песни или еще лучше весь альбом «Али-Баба и 40 разбойников».
Даавно ищу и пока безтолку...Многие о нем и не слышали....
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 20 Фев 2006, 11:03 - Ответить с цитатой

Kassandra
Огромное спасибо.
И у меня есть к тебе вопрос.А ты случаем не знаешь,где можно достать
песни или еще лучше весь альбом «Али-Баба и 40 разбойников».
Даавно ищу и пока безтолку...Многие о нем и не слышали....

Большое пожалуйста.
"Али-Баба..." у меня был на кассете. Потом я ее подарил (лет 6 назад). Не знаю, жива ли у того человека эта кассета. Попробую спросить.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Kassandra
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 18.02.2006
Сообщения: 2

Сообщение 20 Фев 2006, 12:30 - Ответить с цитатой

Большое пожалуйста.
"Али-Баба..." у меня был на кассете. Потом я ее подарил (лет 6 назад). Не знаю, жива ли у того человека эта кассета. Попробую спросить.[/quote]
Буду безгранично благодарна.... Razz
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006