Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

ЗООПАРК, часть 1 (разные издания)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 08 Июл 2005, 17:38 - ЗООПАРК, часть 1 (разные издания) Ответить с цитатой

Кто нужен ЗООПАРКУ?

Голос с магнитофона даже не пел, выкрикивал: "И нам всем нужен кто-то, кто бы нас любил, и если хочешь - ты можешь полюбить меня...", с необычайной легкостью решая не только проблему любви, но и вопросы посерьезней: "И нам всем нужен кто-то, кого бы мы могли помучить, покалечить или даже убить...".

Н-да... О поэтических и эстетических достоинствах этой песни группы рок-клуба ЗООПАРК говорить не приходилось, духовный мир героя песни, написанной Михаилом Науменко, также вызывал недоумение. Между тем песня "Нам Всем Нужен Кто-То" входит в магнитофонный альбом ЗООПАРКА, который есть на пленках у множества меломанов и тиражируется активно. Назван он "Вчера и Позавчера в Уездном Городе N". Название, согласитесь, тоже позиция. Так вот музыканты сами выбрали для альбома название песни про... сумасшедший дом, именуемый ими город N. Там довольно фривольно и пошло обходятся с такими, например, именами, как... Лев Толстой и Маяковский. Где записывался этот альбом? Установить трудно, так как при современном уровне звукозаписывающей техники подобные весьма качественные записи могут быть сделаны даже в обычной квартире.

Проблема в другом: как же повлиять на поток этих самодеятельных записей? Ведь от фривольностей ЗООПАРКА рукой подать до того, чем занимается, например, Александр Розенбаум, специализирующийся на "блатном" репертуаре, или религиозных опусов Юрия Морозова, записанных на пленках.

Но почему, собственно, стала возможной такая ситуация?

Наверное, в уставе рок-клуба нужно предусмотреть пункт о записях, и предварительно музыканты должны обязательно показывать материал в совете клуба. Но настоящим решением проблемы станет, конечно, создание в клубе студии звукозаписи. Естественно, это дело времени, а пока можно было бы закрепить официально эти записи за студией Дома пионеров и школьников №2 Красногвардейского района, где работает Андрей Тропилло - интересный, знающий специалист своего дела. Он давно и интересно записывает ленинградские любительские группы, но пока все это делается лишь на энтузиазме.

В. ВЛАСОВ
"Смена" (Ленинград), 28.03.1984



Кто нужен ЗООПАРКУ?

"Кто нужен ЗООПАРКУ?" - так называлась реплика, опубликованная в "Смене" 28 марта. Напомним, речь шла о любительской группе ЗООПАРК, входящей в состав городского рок-клуба, которая записывала на магнитофонные ленты песни, незрелые по идейно-художественным качествам.

Реплику мы направили в Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества. Прошло больше месяца, но ответа "Смена" дождалась лишь после вторичного напоминания.

"В ответ на реплику: "Кто нужен ЗООПАРКУ", сообщаем, что в январе 1981 года при Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества было создано массовое творческое объединение - городской рок-клуб.
Рок-клуб создан с целью организации методической помощи многочисленным рок-группам, контроля за их творчеством. ЛМДСТ объединил около пятидесяти групп, четыреста участников, организовал обучение членов клуба в музыкальной студии и на поэтическом семинаре. Внимание оркестрового и репертуарно-библиографического отделов к творчеству ансамблей и солистов (репетиции, прослушивания и обсуждение программ, редактирование текстов) обеспечило возможность организации выступления наиболее качественных групп в театре народного творчества и в культпросвет-учреждениях Ленинграда.
По положению о любительских объединениях рок-клуб занимается организацией только концертной деятельности коллективов - членов клуба. Повышению идейно-художественного уровня исполняемых произведений могла бы помочь фонотека, которая обеспечила бы возможность многократного прослушивания и обсуждения концертных программ для их доработки и совершенствования. Но отсутствие в ЛМДСТ помещения и материально-технической базы ограничивает эти намерения. В настоящее время ведутся поиски студии звукозаписи с оплатой по безналичному расчету для накопления фонограмм в учебно-методических целях.
Директор ЛМДСТ А. А. Иванова"


Этим ответ редакции исчерпывается. Но, к сожалению, острые проблемы, затронутые в реплике, остаются, и в ответе они просто обойдены вниманием. Ведь, говоря о широко распространенной практике записей любительскими группами своего творчества на пленки, мы ставили вопрос: может ли руководство рок-клуба безучастно взирать на то, что входящие в его состав ансамбли выпускают в свет записи сомнительных идейно-художественных достоинств, которые потом весьма широко распространяются? Нормально ли такое положение, когда тот же ЗООПАРК на концертах исполняет одно, а на пленки записывает другое?

Вопросы эти остались без ответа. Так же, как и конкретное предложение газеты, которое бы помогло прекратить подобную практику: внести в устав рок-клуба пункт, запрещающий его участниками исполнение, запись и распространение песен с текстами, не зарегистрированными в Доме самодеятельного творчества. Предложение это осталось безо всякого внимания. Потому, надо думать, что "рок-клуб занимается организацией только концертной деятельности коллективов - членов клуба".

Но разве это так? В том же ответе редакции сообщается, что клуб осуществляет методическую помощь группам, проводит обучение членов клуба в музыкальной студии и на поэтическом семинаре, ищет студию звукозаписи - разве всю эту разнообразную работу можно свести к организации только концертной деятельности?

Да и как можно один компонент творчества отделить от других? И уж если рок-клуб чем и призван заниматься в первую очередь, так это постоянным повышением идейно-художественного уровня авторов и исполнителей. А что делается для этого? Какие конкретные меры были предприняты после выступления "Смены"? Из ответа неясно. Обсуждалась ли критическая заметка на правлении клуба, на его общем собрании? Судя по ответу, нет, а ведь прошло больше месяца с момента появления реплики. Как восприняли музыканты группы ЗООПАРК появление критической публикации? Никаких официальных разъяснений и на этот счет мы не получили.

Зато были свидетелями того, как лидер ЗООПАРКА Михаил Науменко, именующий себя на сцене и в записях на западный манер "Майком", начинал некоторые свои недавние выступления с иронической реплики: "Этот концерт посвящаем В. Власову", имея в виду автора публикации "Кто нужен ЗООПАРКУ" и явно не задумываясь о том, что публикация в газете - это отнюдь не субъективное мнение одного человека, а точка зрения газеты.

Подобный фривольный, вызывающий стиль поведения на эстраде, к сожалению, вошел в обиход многих ансамблей рок-клуба. Даже такой стабильный, давно существующий коллектив как МИФЫ, позволяет себе исполнять на публичных концертах песенку откровенно пошлого содержания про... "любовные похождения" молодого механизатора. Гитарист группы АКВАРИУМ А. Ляпин на концертах редко когда способен удержать себя от возбужденного состояния: соло в одной из композиций он заканчивает, падая на колени, в вызывающей позе, грызя (!) струны гитары, издающие при этом какофонические звуки.

Сумрачная, истеричная обстановка постоянно сопровождает концерты группы СТРАННЫЕ ИГРЫ, в последнее время довольно часто выступающей на разных площадках города.

Вот как описывает один из таких концертов группа учащихся Педиатрического института, обратившаяся в редакцию "Смены": "Под рев и истошные вопли публики, среди которой, судя по нарядам, было немало поклонников "панк-стиля", на сцену вышли молодые, в узких темных очках ребята и заиграли музыку нарочито примитивную, задергались в механических движениях, которые к концу выступления поддержала и часть публики, высыпавшая в проходы. Музыканты пели тексты, слов которых было не разобрать, и не столько из-за дефектов аппаратуры, сколько из-за нарочитой антивокальной манеры исполнения. Позже мы с удивлением узнали, что ансамбль пел на... стихи крупных французских поэтов, но в такой трактовке они представлялись пародийно".

Все это факты из концертной деятельности групп, считающихся одними из ведущих в рок-клубе - все три названных коллектива стали лауреатами прошлогоднего смотра-конкурса. Но, вдумываясь в эти факты и "картинки" концертов, невольно задаешься вопросом: сознают ли молодые музыканты рок-клуба, что любое подобное проявление несет в себе не только отрицательный эстетический, но и идеологический заряд? Имеют ли они право выносить свои незрелые музыкальные, текстовые и сценические "эксперименты" на достаточно широкую и большей частью молодежную аудиторию? Почему многие группы рок-клуба стремятся отличиться экстравагантностью, но не активной общественной и социальной позицией в выборе репертуара и в концертной деятельности? А ведь рок-музыка - жанр, который прижился на нашей почве, так как способен быть социально и общественно активным. Именно этим, а не оглушающими ритмами, воздействовать на молодежную аудиторию.

Отдел литературы и искусства "Смены"
"Смена" (Ленинград), май1984



Легко ли петь молодым?

Довольно смутно, но припоминаю один документальный фильм о том, как художники-кубисты деформировали в своих работах образ Моны Лизы. И дабы защитить шедевр от недостойных, впавший в пафос режиссер поставил картину с улыбающейся Моной Лизой в рамке посреди... поля ромашек: из природы, дескать, вышла, в природу и вернулась. Эффект от кадра был не такой, на который рассчитывал режиссер: все это здорово смахивало на заставку для телепередачи об эстетической глухоте.

Мона Лиза в поле - символ 70-х: розовые фильмы, голубые спектакли, песни "малиновки"...

Желание приукрасить все и вся, откуда оно?

Всего лишь рок-н-ролл

В 1981 году руководитель ленинградской группы АКВАРИУМ Борис Гребенщиков дал послушать свежие записи почти никому тогда не известного Михаила Науменко социологу и музыкальному критику, специалисту в роке Артему Троицкому. Тот пригласил Науменко, будущего лидера ЗООПАРКА, принять участие в маленьком, полуакустическом (аренда аппаратуры была организатору не по карману) рок-фестивале в Чертанове, где выступили А. Макаревич, К. Никольский, группы ПОСЛЕДНИЙ ШАНС и АКВАРИУМ. Под аккомпанемент последней и спел Науменко.

Случилось так, что о нем сперва заговорили в Москве, а уже некоторое время спустя - в Ленинграде. По мнению Троицкого, ЗООПАРКУ удалось возродить не только дух старого доброго рок-н-ролла, но и влить в него новую кровь. Проще говоря, Науменко как бы перевел рок-н-ролл на "язык родных осин". И рок-н-ролл ожил! Результаты превзошли все ожидания: шлягеры Науменко - "Буги-Вуги Каждый День", "Пригородный Блюз", "Мажорный Рок-н-Ролл" - исполняются другими группами; случай, редкий для рок-сцены, где каждый коллектив стремится исполнять только свою музыку.

Какой такой старый рок-н-ролл имел в виду Троицкий? С момента начала пути двух супергрупп, БИТЛЗ и РОЛЛИНГ СТОУНЗ, рок-музыка пошла по двум направлениям, которые очень-очень условно можно классифицировать как мелодическое и интонационное. БИТЛЗ сделали акцент на красоте гармонического лада, а СТОУНЗ - на энергии исполнения и звучания (конечно, и у тех же СТОУНЗ масса превосходных мелодий, да и БИТЛЗ не отказывались от чистого эксперимента: в застывшем виде существуют лишь эталоны). Слушая БИТЛЗ, нынешнее юное поколение недоумевает, как можно называть то, что сочиняла "тишайшая" ливерпульская четверка, рок-музыкой. Напомню, что каждый их альбом поражал революционной новизной. Для своего времени и на фоне тогдашней эстрады музыка БИТЛЗ казалась едва ли не менее авангардистской, чем, скажем, сегодняшние поиски западногерманской группы САМОРАЗРУШАЮЩИЕСЯ НОВОСТРОЙКИ. Напомню также, что рок возник не просто как протест против отживающих свой век музыкальных форм, но и нес, да и продолжает нести в себе мощный заряд социального отрицания. Пик такого протеста пришелся на творчество СТОУНЗ эпохи песен "Уличный Забияка", "Удовлетворение" и других. От этой "печки" и начал танцевать ЗООПАРК, завороженный резкими фиоритурами Мика Джаггера. Но возможно ли так, как он, спеть по-русски? Так спеть, разумеется, нельзя, да и не имеет смысла. А вот сохранить дух СТОУНЗ оказалось возможным, хотя для этого надо было "всего лишь" научить свинговать, выражаясь языком джазменов, - русские слова. АКВАРИУМ уже умел это делать, правда, на свой манер. По-своему это сделал и ЗООПАРК. Голоса лидеров АКВАРИУМА и ЗООПАРКА стали визитной карточкой ленинградского рока и породили множество подражателей во всех уголках нашей страны.

То, о чем запел ЗООПАРК, адресовалось прежде всего молодежи. Не молодые, но много пишущие люди дружно завозмущались...

Опальный рок

В конце 70-х в мировой рок-музыке наступил момент, когда надо было оглянуться, чтобы не потерять из виду корни. ЗООПАРК очень чутко уловил это мгновение. И еще одна группа, правда, не наша, а французская - ТЕЛЕФОН. Играя поначалу не лучше ЗООПАРКА, ТЕЛЕФОН первым в своей стране запел рок-н-ролл по-французски, да так, как будто там он и родился. Пресса тотчас окрестила ТЕЛЕФОН французским СТОУНЗ. Долгое время рок во Франции был в опале. В 68-м году студенты нашли нечто более действенное, чем рок. Однако следствием их мятежа явился черный период цензуры и гонений на молодежную культуру.

Студии грамзаписи, радио и телевидение контролировались мафией эстрадных "звезд", а власти предпочли наводнить страну англосаксонской музыкальной продукцией, как чумы боясь любого проявления свободомыслия. Между тем эстрада окончательно засахарилась, а шансонье (кстати сказать, шансонье - это авторы-исполнители сатирической ориентации, а не просто французские певцы типа Азнавура; Высоцкого во Франции с полным правом называли шансонье) - о проблемах молодежи не пели. "Мне антипатичен как советский рок, так и тем более национальный", - откровенно сказал в интервью "Комсомольской Правде" Мишель Легран, композитор киномюзикла "Шербурские зонтики". Если бы это признание сделал любой другой композитор его поколения - что ж, ничего удивительного: когда уходит популярность, люди еще и не такое говорят в прессе, уж мы-то знаем. Но это сказал тот самый Легран, который в 56-м - в год рождения французского рок-н-ролла - собрал джазменов, показал им, как играть рок, и записал два рок-н-ролльчика на смешные, предвосхищающие стиль новой волны тексты Бориса Виана (настоятельно рекомендую читателям его книгу "Пена дней", которая вышла у нас в издательстве "Художественная литература"). Что бы там ни говорили о французском роке, ТЕЛЕФОН, удачно соединивший энергетику ранних СТОУНЗ с остросоциальной тематикой, с триумфом гастролировал в Европе и Штатах, где стал первой европейской группой, исполнявшей песни не на английском языке. На празднике газеты французских коммунистов "Юманите" ТЕЛЕФОН пришли послушать 110 тысяч человек. ТЕЛЕФОН принимает министр культуры Жак Ланг...

Три альбома ЗООПАРКА слушают у нас практически все молодые рок-меломаны. Он с успехом выступает в ленинградском рок-клубе. Газеты посвящают творчеству группы подборки читательских мнений...

Не хочу быть взрослым

Тебе 16. Или 18. И все вокруг - по радио, телевидению, со страниц газет - говорят разумные слова, слова, слова, а у тебя есть любимая девушка и группа, и тебе, в общем-то, неплохо живется, и вдруг ты читаешь о своей родной группе в газете такое, что ни в какие ворота не лезет. Ты взбешен и не знаешь, за что их так, ты еще не понимаешь, кому она выгодна, эта статья, но жареный петух уже клюнул тебя, и ты задумываешься: тут что-то не так! И ты всюду начинаешь различать фальшь, прежде всего дома, и ты цапаешься с "предками" и не веришь в то, о чем они тебе твердят ежедневно, тебя что-то не тянет в их регламентированный мирок, тебе не хочется повязывать галстук, стричься, носить костюм - зачем? Чтобы стать таким, как они? А главное, ты не умеешь врать, и слово "демагогия" для тебя еще пустой звук.

"Не хочу быть взрослым!" - лейтмотив творчества Бориса Виана. Он умер в 39 лет от разрыва сердца на премьере фильма по своему собственному роману-пародии "Я приду плюнуть на ваши могилы". Ирония судьбы... А взрослым он сам так и не стал.

...На днях встретил приятеля по институту, с которым мы когда-то менялись дисками. Он стал крупным, судя по фигуре, чиновником с ленивыми глазами. "Как бишь их... "роллинги" еще живы?" Только когда он это спросил, в его глазах промелькнуло что-то человеческое, любопытство, что ли. "Нет, музыку больше не слушаю: несолидно".

Несолидно... Подростки балдеют от грохочущей музыки, ловят кайф и больше ничего не хотят, - на все лады ужасается пресса. Констатировать всегда проще, чем попытаться понять. А ведь подростки-то у нас родились, и никто их сюда из другой галактики, как инопланетных шпионов, не забрасывал.

Хочется снять шляпу перед людьми, открывшими в начале 80-х рок-клуб в Ленинграде. В Москве же слово "рок" вообще было под запретом. Я работал в газете и наблюдал один раз, как редактор заставил моего приятеля заменить слово "кантри" в выражении "музыка в стиле кантри". Тот послушался. Получилось: "в стиле сельской музыки". Так и напечатали. А если бы редактору пришло в голову перевести: стиль барокко? танец фокстрот? Вот до какого абсурда можно дойти, если бояться собственной тени. "А ночь все черней и метель не унять", - пел Андрей Макаревич, и все понимали о чем. А в это время из эфира неслись бодрые песенки, в каждой из которых было хотя бы одно из трех заветных слов: "мечта", "жизнь" и, разумеется, "любовь". Должно быть, у редакторов - блюстителей песен - существует некий пароль: есть, к примеру, "мечта" - проходи в эфир, нет - до свиданья.

Чувство неприкаянности по-своему отразили в своих балладах Гребенщиков и Макаревич. Первый - уходя в культурологические экскурсы, требующие подчас комментариев, второй, почти прозрачный, пытался сотворить свой мир из аллегорий и символов. По сравнению с ними Науменко более прямодушен и заземлен. Он нормальный человек без комплексов, он бесстрашен и ироничен. Его "имидж" - человек из толпы, но это только маска, ибо на деле он совсем не так прост: "Я обычный парень, не лишен простоты. Я такой же, как он, я такой же, как ты. Я не вижу смысла говорить со мной - это точно то же самое, что говорить с тобой..." Включите записи ЗООПАРКА и внимательно, без предубежденности послушайте. Вы погрузитесь в самую гущу жизни молодого человека и увидите, что она полным-полна драматизма: тут одиночество на одного и вдвоем, тут вечное безденежье, идущее по пятам, как "злой рок"; тут баллада "Когда Я Знал Тебя Совсем Другой" о благополучно вышедшей замуж девушке, превратившейся в зауряд-мещанку; тут мальчики и девочки, которым хочется любви и некуда пойти; тут агрессивные гопники (в Москве их называют - люберы), которые мешают жить, потому что "имя им гопники, имя им легион"... В пересказе теряются образы и едва ли не реальные лица героев песен, обитателей огромного и холодного города. Сиюминутность, фельетонность... Ну и что? В этом обвиняли еще Высоцкого. Но вот его не стало - и как сразу сузился круг тем, круг слов. Как будто кто-то вычеркнул их из нашего повседневного словаря.

"Надо петь о вечном, не о быте, а о бытии", - заявил как-то руководитель ЗЕМЛЯН. О бытии - это, видимо, "земля в иллюминаторе", "трава у дома". Космический фольклор, или фольклор для космонавтов. Впрочем, почему бы и нет? Другое дело, как об этом сказать... "Как сын грустит по матери..." Чувствуете, как за душу берет: вечность! Тютчеву не нужны были слова типа "иллюминатор", чтобы выразить космос. А вот Борхес, один из самых значительных писателей XX века, наивно полагал, что в повседневном быте содержатся все философии мира.

У многих песен ЗООПАРКА есть свойство врастать в память. И будить ее. Они очень узнаваемы в потоке других, потому что живые. Когда мы крутим старые пластинки БИТЛЗ или СТОУНЗ, которые знаем наизусть, мы не музыку слушаем - часть своей жизни.

Поэтому не бывает песен-однодневок. Как и песен-шестидневок или двестидневок. Есть женщины и женщины, как говорят французы. Песня или есть, или ее не было. Нельзя ругать бабочку за то, что ей суждено поутру умереть: тут нет ее вины. Она была прекрасной и такой нам и запомнится. Композитор, который задался целью сочинить "нетленку", жалок. Песня звучит всего несколько минут, это невероятно ювелирный жанр. Одна неточная интонация, одно фальшивое слово - и все рушится. У Науменко абсолютный слух на песенные слова - ни одного фальшивого. Да, он частенько дурачится и веселится. "Лето! Оно сживет меня со света. Скорей карету мне, карету! А впрочем, подойдет и квас..."

Один мрачный человек увидел здесь издевательство над классикой. Если бы он почитал ленинградца Хармса или поэтов из его окружения, с ним бы, наверное, случился удар.

...Ходят слухи, что ЗООПАРК, молчавший в течение двух лет, дописывает новый альбом. Столько воды утекло за это время, что, будем надеяться, у группы со столь веселым названием не будет недостатка в новых темах.

Два слова о сером веществе

Еще недавно в нашем искусстве табу на табу сидело и запретом погоняло, размахивая редакторским карандашом. Кое-что сдвинулось с места, но скрип-то какой стоит! Механизм запретов продолжает действовать по инерции. Умный, насквозь метафоричный поэт Иван Жданов объяснил недавно в "Литературке", откуда берутся запреты: я что-то не понимаю, значит, этого никто не понимает; раз никто не понимает, значит, это вредно; а коли вредно, значит, не пущать!.. И люди одаренные, по-своему видящие реальность, вынуждены идти на поводу у людей нетворческих, мало что смыслящих в искусстве, особенно новом. И развязывают себе руки с крепкими локтями халтурщики-конъюнктурщики, и Джоконда улыбается посреди поля ромашек, и все умиленно закатывают глаза и вздыхают: ах, как это тонко!

Александр МАКАРЕВИЧ
"Сельская Молодежь" №8'1987



Группа ЗООПАРК. Из альбома "Белая Полоса"
Редактор А. Устин. Звукорежиссер А. Тропилло
С62 26713 008


Михаил Науменко начал писать и петь песни в середине семидесятых годов, аккомпанируя себе на гитаре, и время от времени выступая с группой АКВАРИУМ как соло-гитарист. От исполнения собственного репертуара он долго воздерживался. Лишь в конце 1980 года, поддавшись уговорам друзей, М. Науменко решился спеть свои песни со сцены, и, неожиданно для себя, произвел впечатление.

В отличие от большинства рок-поэтов, тяготеющих к философским, нравственным проблемам, М. Науменко делает акцент на социальной, даже бытовой, теме. Его песни предельно конкретны, "заземлены", ироничны. Это - сатирические сценки, чем-то напоминающие "Диалог у Телевизора" В. Высоцкого. Только герои песен несколько моложе.

Группа ЗООПАРК была создана в 1981 году. С тех пор состав ее много раз менялся. Постоянным участником, помимо лидера М. Науменко, оставался лишь соло-гитарист Андрей Храбунов. На III Ленинградском городском фестивале рок-музыки в 1985 году группа ЗООПАРК удостоилась звания лауреата и была отмечена специальным призом жюри "за последовательную разработку сатирической темы". Спустя год, на следующем фестивале группа М. Науменко получила еще один приз - "за верность традициям рок-музыки".

ЗООПАРК - одна из немногих групп, строго следующая традиционным формам рок-н-ролла и блюза. Все модные веяния последних десятилетий обошли ансамбль стороной, но отсутствие синтезаторов и диско-ритмов не делает их музыку менее динамичной, что подтверждается успехом многих записей ЗООПАРКА в дискотеках. Признанием таланта М. Науменко может служить и включение его песен в репертуар других ансамблей, например АКВАРИУМА или СЕКРЕТА, факт довольно редкий в отечественной рок-практике.

В студии Ленинградского рок-клуба ЗООПАРК записал программу "Белая Полоса" (1984), песни из которой и представлены на пластинке. Надо надеяться, что контакт с фирмой "Мелодия" не оборвется. Сейчас группа работает над третьей своей программой.

А. ТРОИЦКИЙ
"Мелодия" №2'1988



ЗООПАРК - "Белая Полоса"
Редактор Н. Кацман, звукорежиссер А. Тропилло

Многие любители эстрады если и помнят эту ленинградскую группу, то по критическим статьям в прессе (ЗООПАРК вместе с ПИКНИКОМ, ДДТ, ПРИМУСОМ ругали больше других), кто-то, может, слышал их некачественные записи на кассетах. Ни по ТВ, ни по радио группу не "крутили". Песни из репертуара ЗООПАРКА - "Мажорный Рок-н-Ролл", "Мы Любим Буги-Вуги" исполнил бит-квартет СЕКРЕТ.

Кто-то взлетает к вершинам популярности за полгода - год, а другой идет медленно, оставаясь непонятым. Послушаем, впрочем, лидера ЗООПАРКА Михаила Науменко.

- Нам нравится рок-н-ролл и ритм-энд-блюз - музыка живая, бодрая, неглупая. ЗООПАРК никогда не пытался морализировать, поучать. Помню, много споров вызвали наши песни "Пригородный Блюз", "Песня Простого Человека", "Отель Под Названием Брак" и особенно "Ты - Дрянь", однако их никак не назовешь программными сатирическими полотнами. Это скорей иронические зарисовки с натуры. Если слушатели узнали в них свой круг, усмехнулись, возмутились, содрогнулись - это уже немало. Ирония с ее множеством оттенков - сильное оружие. Многие рок-группы, особенно начинающие, ударяются в сатирический пафос, круша все и вся. Другие же, напротив, страдают помпезностью, ни слова в простоте. Нам обе эти крайности не свойственны. Поэтому мы выбрали свой путь - петь о вещах серьезных, но на простом языке, в игровой стихии рок-н-ролла. Стихи в песнях, я считаю, должны быть лишены всякого пафоса, всякой искусственности, должны быть такими, как бы я разговаривал с приятелем на улице или по телефону.

- Михаил, ваш альбом "Белая Полоса" записан еще в 1985 году звукорежиссером Андреем Тропиллой. Записан в студии районного Дома пионеров и школьников на ужасающей аппаратуре. И вот теперь отреставрирован, доведен "до кондиции", наконец-то будет услышан. Вы удовлетворены?
- Не могу сказать, что меня очень обрадовал Андрей Тропилло, когда сообщил эту новость. Если раньше "Мелодия", ТВ, радио рок-группы вниманием не жаловали, то теперь говорят, предлагают: давайте записи, вас будут показывать, транслировать, тиражировать! Вот берут и старый, некачественно записанный материал. Было бы куда полезнее помочь нам, дать возможность записаться с новыми песнями на профессиональной студии, а, может быть, и старые переписать.

- ЗООПАРК не последовал примерам многих рок-групп и не стал переходить в гастрольную концертную организацию. Вы как вошли в 1981 году одними из первых в Ленинградский рок-клуб, так и остаетесь здесь, остаетесь по статусу любительским коллективом. Почему бы не сосредоточиться на одном, ведь все музыканты группы имеют и основную профессию, а репетируют, концертируют в свободное время.
- Знаете, больше всего боимся стать на конвейер. Сейчас играем тогда, когда хотим, записываемся подолгу. Слово "концерт" существует для нас в единственном числе. Мы играем концерт, а не концерты! Помним и обсуждаем каждое выступление. Любим выезжать в другие города по приглашениям различных рок-клубов, но не представляем, что гастроли могут затянуться на два-три месяца, и петь "Мажорный Рок-н-Ролл" придется по нескольку раз в день. Эта участь не для нас. То, что гастрольная гонка вредит творчеству, ясно на примере множества групп и солистов, которые стремятся дать побольше концертов, "вписаться" в престижные телепрограммы.
Мы с фирмой "Мелодия" знаем друг друга понаслышке. Я считаю, что все должно начинаться с записей. Пора соответствовать международным стандартам, которые не придуманы кем-то, а выработаны тысячами примеров. Новая программа должна быть сначала записана на пластинке, а в случае успеха - группа может начинать гастрольные турне, не гонясь за числом концертов. Больше того, нужно перестроить и систему оплаты. Исполнитель, чья пластинка расходится огромными тиражами, должен получать с этого приличный авторский гонорар. Мы все равно придем к этому, сама логика жизни приведет. Тогда у группы появятся свои собственные средства и уже, допустим, ЗООПАРК будет обращаться к студии фирмы "Мелодия" или к какой-то хозрасчетной студии с предложением - запишите наш материал, разумеется, не бесплатно. А так мы сидим и годами ждем звонка редактора. Многие из моих друзей так и не дождались...

"Мелодия" №3'1988


Отвечаем на письма читателей

Марине Сторожик из Киева:

Когда-то Михаил Науменко выступал с группой АКВАРИУМ. Не в АКВАРИУМЕ, а с АКВАРИУМОМ - это важный момент. До того ему приходилось много где и с кем играть, но после встречи с Борисом Гребенщиковым Михаил понял, что гораздо интереснее делать свое, чем иллюстрировать чужое. И за "науку" достойно отблагодарил: подарил Борису несколько песен, которые в исполнении Гребенщикова стали очень популярными. (Похожая история произошла с песней Науменко "Буги-Вуги". В исполнении бит-квартета СЕКРЕТ она даже попала на пластинку). В Ленинградский рок-клуб Михаил Науменко пришел одним из первых. Это было в 1980 году. Широкой аудитории он известен как лидер группы ЗООПАРК. А мог бы стать бардом - не случайно часто записывается и выступает с одной акустической гитарой. Мог бы быть и сочинителем шлягеров - это у него получается. Но он предпочитает играть "бескомпромиссный рок".

ЗООПАРК

Появлению столь яркой рок-группы помогло знакомство Михаила Науменко с бас-гитаристом Ильей Куликовым. Вместе с барабанщиком Андреем Даниловым и гитаристом Алексеем Храбруновым они и создали ЗООПАРК. Музыкальные вкусы у всех были разными, на стиль группы повлияла любовь Науменко к ТИ. РЕКС, Дэвиду Боуи и ритм-энд-блюзу середины 50-х годов. Тексты Науменко - едкие, злые, самоироничные, переходящие порой в сатиру, а то и в сарказм, картинки быта (в противоположность сложным метафорам Гребенщикова они всегда конкретны), подаются в традициях старого рок-н-ролла.

На IV Ленинградском рок-фестивале группа стала одним из лауреатов. По приглашению В. Кузьмина она выступала вместе с ДИНАМИКОМ "допугачевского" периода и даже получила тарификацию в Ленинграде. Сегодня ЗООПАРК можно увидеть, к примеру, в Ленинградском театре эстрады. Состав группы нестабилен. Но суть та же - ироничный рок-н-ролл Михаила Науменко.

"Парус" №4'1988


Следующая часть >>
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006