Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (разные издания)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 22 Мар 2005, 12:27 - ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (разные издания) Ответить с цитатой

Егор Летов: "Конец наступает тогда, когда уничтожается живая энергия творчества"

"Наглотавшись камней обетованной земли, целеустремлённо проснувшись, почуял неосознанный фундамент безграничной плоскости лихого экзистенциализма с миллиардом ярких точек соприкосновения, плавно перетекающих в светящуюся массу огромной, липкой, тугой мысли в виде Знака Вопрошающего. Не претендуя на мраморную слизь, настроившись и попытавшись, и ухмыльнувшись, проникся, плюнул и пошёл".
Д. П.


Гостиница УВД*

ПНС: Почему у ГО не сложились отношения с новосибирской "Студией-8"?
ЕЛ: В "Студии-8" к нам было не очень хорошее отношение, потому что это коммерческая организация, занимающаяся вышибанием денег. Говорили буквально, что мы какие-то хулиганы, на наших концертах разламывают всё и т.д. К тому же, в "Студии-8", или в высшей новосибирской тусовке наблюдается отношение к року как к эстетическому варианту музыки, т. е. панк вообще не воспринимается как музыка. В финансовом плане они забрали себе до 80% доходов от концертов. БОМЖ, например, за четыре концерта в марте того года получил 120 рублей на всю группу. Поэтому, все музыканты "Студии-8" где-то работают либо в кооперативах, либо детсады разрисовывают. А мы принципиально нигде не работаем, ни в какой системе не участвуем и с властями не имеем никаких дел. Я, например, уже года четыре не работаю и не представляю, как можно в рокерской среде, занимаясь творчеством, каждый день ходить на работу. Я полгода работал художником, больше невозможно. Я иду утром на работу, а мне хочется песню сочинить, я должен обязательно ее написать. Была такая ситуация и пришлось выбирать.

ПНС: Ну хорошо, а почему вы выбрали именно Ленинград?
ЕЛ: Ленинград - единственное место в стране, кроме некоторых московских тусовок, где нам предложили работать. Т. е. от нас никто ничего не требует, даже концертов не устраивают. Мы просто находимся под их крышей. Причем к творческим особенностям ленинградского рока мы не имеем никакого отношения. Они пригласили нас, ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ, НЕ ЖДАЛИ, чтобы реанимировать то, что происходит в Ленинграде за счёт иногородних групп. Т. е. в Ленинграде к нам отношение тоже не очень хорошее. Потому что у них, во-первых, ленинградский национализм, а, во-вторых, то, что мы делаем, никак не вписывается в ленинградский рок.

ПНС: Как вы туда попали?
ЕЛ: В Ленинграде есть некая тусовка - Фирсов и т. д. Это люди, которые занимаются нашими независимыми командами. У Фирсова есть фонотека, глобальная просто, где почти все команды, имеющие некоммерческий потенциал. Причём, в первую очередь, это Сибирь, Украина и т. д. Владивосток ещё, особенно Коля Рок-н-Ролл. Фирс свои записи проталкивает, в основном на Запад. И вот эта тусовка предложила нам вступить в ленинградский рок-клуб, чтобы работать вместе. Мы вот и работаем... Если говорить о расстановке сил в ЛРК, то процентов 80 против нас. Именно высшего эшелона, вплоть до председателя рок-клуба, насколько я знаю. Остальные 20% нас поддерживают. Я просто хочу пояснить: возникло такое предположение, что мы им продались. Мы там вообще ничего не имеем, кроме друзей. АУКЦЫОН, например. Примерно то же самое в Москве. Только ещё хуже. Самая близкая нам тусовка - "Урлайт", не имеет собственного концертного зала, системы проведения концертов...

ПНС: Расскажи историю ГО.
ЕЛ: Началось всё в 1982 году. Возникла группа ПОСЕВ, по названию известного издательства. Мы играли смесь панка, психоделии и музыки 60-х годов. До этого я жил два года у брата в Москве, и он постоянно привозил мне пластинки из новосибирского Академгородка. Так я слушал THE WHO и другие группы. Я втянулся в это. Я 10 лет был фанатом этой музыки. А у меня есть как бы теория, что человек, завязанный в какой-то творческой среде и получивший информацию, через некоторое время... это как переполненный стакан. Просто накапливается творческая энергия. Я не знаю ни одного человека в этой среде, который через некоторое время не начал делать что-то своё. Когда мне было лет 16, у меня появилась идея собрать свою группу, и я тогда начал писать тексты. В Ленинграде я купил себе бас-гитару и собрал в Омске группу ПОСЕВ, где были: гитарист Кузя, наш нынешний басист. Мы играли два года. В 1984 году после смены состава переименовали группу в ГО. Играли либо дома, либо в подвалах Омска. Было очень тяжело. Гоняли нас страшно. Началось с того, что мать нашего Бабенко, будучи какой-то партийной, услышала наши записи и пошла в КГБ, сказала: "Товарищи, мой сын втянут в антисоветскую организацию". В то время вокруг ГО образовалась такая тусовка, где ходили перепечатанные Аксёнов, Стругацкие и т. д. И с марта 1985 года началось дело в КГБ. К ноябрю оно созрело. Они ходили, собирали информацию. Камикадзе трясли и всех остальных. Причём человеку угрожали тем, чего он больше всего боится. Один мой дискотечник знакомый привез как-то мне домой аппаратуру записываться. Его потом встретили на остановке и сказали, что с твоей новорождённой дочкой могут быть неприятности. Он побелел лицом, пришёл ко мне, забрал всё и уехал. Так и на Камикадзе давили, и на остальных. А я об этом только догадывался. На заводе, где я работал художником, мной начал интересоваться первый отдел. И в ноябре всех нас повязали. И стали шить глобальное дело по поводу антисоветской организации, террористического акта и т. д. Нам хотели вменить в вину подготовку к взрыву нефтекомбината. Начались угрозы. Раскрутка была вплоть до Москвы. Костю в течение одного дня забрали в армию, хотя у него сердечная недостаточность. Причём отправили на Байконур, где закрытая зона. А мне угрожали тем, что если я не расскажу, откуда самиздат и т. д., мне начнут вкалывать так называемые правдогонные средства, т. е. наркотики, чтобы я в состоянии невменяемости что-то сказал. После этого дело повернут так, что я стуканул. Именно стуканул, а не под давлением. Это продолжалось месяц. А я до этого ничего подобного не испытывал, наркотики не пробовал, ничего. И я тогда подумал, а есть ли смысл чем-то заниматься, Я просто решил с собой покончить. Написал бумажку: "Кончаю с собой под давлением майора Мешкова Владимира Васильевича и т. д." Им каким-то образом стало известно об этом. Я до сих пор не знаю как. Меня забрали в психушку и дело приостановили. Со всех моих знакомых и друзей взяли подписку, что они не будут иметь со мной никаких дел. Было официальное предупреждение из прокуратуры. И когда через три месяца меня выпустили, мне не с кем было играть. И я сам начал учиться играть на разных инструментах, и целый год был один, сочиняя песни. "Лёд Под Ногами Майора", "Тоталитаризм" - это того времени. В омской газете нас обозвали фашистами, облили грязью. В 1987 году я в одиночку записал все песни. Тогда и возник "Красный Альбом" и "Оптимизм". Первым альбомом была "Поганая Молодёжь". Тогда же записал и "Некрофилию". После этого мы поехали в Новосибирск на фестиваль. Выступать мы даже не собирались. Но ЗВУКИ МУ закрутили, и Мурзин предложил выступить вместо них. Мы и выступили... Через 20 минут выступления выключили аппарат. В Новосибирске есть некто Слуянов, ужасная сволочь. Это самый фашистский элемент во всем сибирском регионе. В общем, были звонки в омское КГБ. Нас переписали, объявили проповедниками фашизма. После моего приезда в Омск меня решили опять забрать в психушку, на этот раз надолго. Я как раз познакомился с Янкой. Я взял свою куртку, мешок, как системник, и уехал. Это был 1987 год и был целый год на нелегальном положении. Был объявлен розыск. Я объездил полстраны, пел песни под гитару. К декабрю 1987 года мне сообщили, что розыск прекратился. Я вернулся в Омск, месяц пожил тихо, потом записал песни "Всё Идёт По Плану", "Так Закалялась Сталь". Я очень торопился, потому что боялся, что опять начнётся. Это был уже 1988 год. Мы ездили на новосибирский фестиваль, где выступали с Селивановым. Я вообще считаю, что это был лучший сибирский гитарист. Он покончил с собой в прошлом году. После Новосибирска мы начали активно гастролировать, причём играли обычно в подвалах. Ездили на панк-фестиваль в Прибалтику. Как это ни странно, нас там приняли очень хорошо. Играли в Москве, Ленинграде. Так прошёл 1988 год. В 1989 году решили хорошо записаться. Поехали в Ленинград и на точке АУКЦЫОНА начали записываться. В процессе работы я понял, что при хорошем качестве записи теряется что-то очень важное из того, что мы в это вкладываем. Я прекратил все записи, собрался и уехал в Омск. Сейчас записали прямо у меня дома четыре альбома. Очень грязно, жестко и живо. Я считаю, что так и должно быть.

ПНС: Сколько всего альбомов записали?
ЕЛ: Всего? Около 15-ти. Значит так. 1985 год - "Поганая Молодёжь", "Оптимизм"; 87 - "Красный Альбом", "Хорошо!!", "Тоталитаризм", "Некрофилия"; 88 - "Всё Идёт По Плану", "Так Закалялась Сталь", "Боевой стимул", 30-минутный сольник "Песни Радости И Счастья"; 89 - "Война", "Здорово И Вечно", "Армагеддон-попс", "Русское Поле Экспериментов", ещё сборник "Красный Марш" - это различные варианты песен, ранее нигде не встречавшиеся. Ещё несколько сольников. Я вообще думаю, что больше альбомы выходить не будут. Вот после Барнаула раза два выступим и всё. Потом с Янкой буду выступать.

ПНС: Сколько альбомов ты записал с Янкой?
ЕЛ: Так... "Не Положено" - 87, "Домой!" - 89, "Ангедония" - 89. Ещё есть "Тюменский Альбом", но Янка от него отказалась. В записи "Тюменского Альбома" принимал участие барабанщик из ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ, он страшно лажал. Запись вообще получилась странная. Но этот альбом более известен, чем остальные. У Янки пластинка готовится на отделении "Мелодии", кооператив "Апрель", по-моему . Единственное условие - без матов. Поэтому из двух альбомов Янки будет сборник.

ПНС: А тебе здесь не светит пластиночка?
ЕЛ: Я не хочу. Они предлагали, я отказался. Я с официальной формацией никаких отношений не имею принципиально, потому что всё это потом обесценивается. Я не хочу, чтобы с нами было то же самое, что с АКВАРИУМОМ. Даже то, что мы вступили в ЛРК, дало повод к тому, что говорят, что мы, мол, продались. Мне непонятно, что вообще народ от нас требует. Что значит продаться? Непонятно.

ПНС: Состав ГО сейчас достаточно стабилен?
ЕЛ: Мы играем вместе года полтора. Были маленькие периоды чисто для отдыха. Мы друг без друга просто не можем. Это как коммуна. Хотя я думаю, что после Барнаула надо прекращать. Ситуация в стране такая, что даже на роке деньги делают. Это же полная профанация. Народ на концерты идёт либо как на дискотеку, попрыгать, поорать, либо идут эстеты, чтобы послушать, какое тут арпеджио, какой тембровый пласт. Я не считаю, что рок - это музыка или эстетика. Я считаю, что рок - это такое религиозное движение.

ПНС: Шаманство.
ЕЛ: Да даже не то что шаманство. Это когда человек просто выходит и всё, это как молитва. Это должно быть так! Приходится заниматься тем, что ты либо развлекаешь толпу, т. е. устраиваешь шоу типа АУКЦЫОН, либо играешь для эстетов. А я хочу играть то, что мы играли в подвалах Новосибирска. Мне лучше, когда собирается десять человек в зале, но тех, кто приходит именно меня послушать. А у нас такое, видимо, невозможно. На Западе, например, есть независимые залы и благотворительные фонды, чтобы музыканты, которых любит человек сто во всей Европе, могли заниматься музыкой и не работать где-то. Я собираю пластинки и могу привести много таких примеров.

ПНС: Писали, что во Франции выходит диск ГО.
ЕЛ: В ФРГ вышел сборник мирового панка. Там американские, английские, австралийские, даже таиландские и перуанские команды. И наши две песни туда вошли. Они же выпускают сейчас нашу сорокапятку. А французы хотели сделать из нас попс. Т. е. чтобы мы очень хорошо записались, с электронными барабанами, синтезаторами. Я отказался. Они сейчас переправляют наши записи на европейские панк-фирмы, которые выпускают кассеты или пластинки. Я об этом узнаю в последнюю очередь. И не знаю точно, что там вышло. Датчане пластинку выпускают. Мне это, в общем-то, не очень интересно. На Западе никто не в состоянии понять, что здесь происходит. Там рока как такового сейчас вообще нет. Я не знаю ни одной команды, которая сравнилась бы с тем, что Башлачёв делал. У них другая ситуация. Рок - чистая эстетика, либо веселый попс, на котором можно отдохнуть. А у нас сейчас целая волна групп старается пробиться на Запад. Я не знаю, зачем. Там все очень рационально, очень хорошо. Всё по полочкам, даже культура. Сейчас меня опять во Францию приглашают. Я, наверное, не поеду. Там просто мыслят иначе. У нас же всё наоборот, всё через жопу. Они этого не понимают. Они воспринимают всё, что здесь творится, как некий авангард, причем именно эстетический авангард. То, что здесь абсолютно серьёзно, от души, для них как эстетика. Как абсурд, как патология. Если бы они поняли, что это такое, они бы ужаснулись.

ПНС: Повлияло ли на тебя творчество Башлачёва? И что ты думаешь о его жизни и смерти?
ЕЛ: Мне кажется, что это самый великий рокер из всех, кто у нас в стране был. Когда я первый раз его услышал, повлияло страшнейше. Не то что повлияло, я от другого отталкивался и в музыке, и в текстах. От традиций английской "гаражной" музыки 60-х годов и от панка 80-х. А он к этому отношения не имеет. Он шёл от русских корней, от русской словесности. Причём замешано это было на принципе "трэш", не в смысле "металлический", а это понятие такое на Западе, "помойка" называется, когда идёт один рифф и на нем начинается монотонный словесный наворот, типа шаманства, который нарастает, спадает и т. д. И к этому он подошел как-то внутренне. Песня "Егоркина Былина" очень глобальна. Вот в этом смысле он на меня очень сильно повлиял. Когда я его первый раз услышал в конце 1986 года, я очень удивился, как это можно так петь. Я тогда очень короткие песни, мелодичные, но злые и жесткие писал. А он занимался тем, что делал развернутые вещи минут на шесть, такой страшный поток сознания. Страшный, очень яркий, режущий, агрессивный. То, что к эстетике не имеет никакого отношения. Я считаю, что до сих пор его не понимают. Чем дальше, тем больше я нахожу что-то общее между ним и мной. Его можно понять, если находишь в себе то же самое, что и он находит. Я толком только недавно понял "Посошок". Это величайший человек, который был у нас. Когда мы встретились, в 1987 году, он мне очень не понравился. Это был убитый, совершенно разломанный, полностью уничтоженный человек, опустошенный совершенно. Я же тогда находился на пике энергии, то есть всё ещё верил, что можно что-то изменить, а он уже нет. Я тогда обломался. Сейчас его понимаю.

ПНС: Что ты думаешь о его самоубийстве?
ЕЛ: Я считаю, что это единственный выход и естественный конец для честного человека в наших условиях. Если ты имеешь честное сознание, ты должен понимать, что ничего тебе не удастся изменить. Чем дальше ты идёшь, чем дальше ты расширяешься, как личность, все меньше общего у тебя остается с тем, что снаружи, то есть через некоторое время тебя никто не сможет принимать, ты уходишь просто в вакуум. Если находить какую-то силу, то идёшь дальше и становишься, по-видимому, святым. А если ты имеешь эту честность сознания, понимаешь, что ничего никогда не сможешь сделать и, тем не менее, хочешь изменить, то есть реальность тебя цепляет, тогда единственный выход - это каким-то образом умереть. Либо быть убитым реальностью, либо самому.

ПНС: Веришь ли ты в загробную жизнь?
ЕЛ: Да, конечно. Я вообще очень верующий человек.

ПНС: В "Урлайте" ты говоришь, что рок - явление антигуманное, античеловечное. Как это сопоставить с христовыми заповедями?
ЕЛ: Я считаю, что Христос - это и есть нечто нечеловеческое. То, что он внёс на Землю, имеет очень малое отношение к человеческому. Это нечеловеческие истины по сути. Это доказано историей. Человек, он не может... Т. е. Христос нёс любовь... по сути, с точки зрения современного христианства, Христос был Сатаной, потому что был в первую очередь -антихрист, т. е. человек, который нёс полную свободу выбора, т. е. то, что религия никогда не давала и сейчас не даёт. А он внёс именно свободу выбора: либо ты идёшь, либо нет. Каждый - своё "Я". Сам постулат - "Возлюби ближнего своего, как самого себя" говорит о том, что нужно сначала возлюбить себя. По-настоящему возлюбить, т. е. не самого себя, не личность, а Бога в себе самом. Мне кажется, что он нёс такие истины, которые просто несопоставимы с человеческим образом сознания. Вообще с "Я". Т. е. если человек - личность, он мыслит через какую-то призму своей личности, он не может ни в каком виде следовать за Христом. Именно в том виде, как он говорил. Поэтому Христа распяли, и он ушёл. В этом смысле он действительно был не человек. Я считаю, что такие люди, как Башлачёв - это не люди. Они могут каким-то образом здесь воплотиться. Но по сути, по тому, что внутри, это не люди. Потому что система ценностей, которая за ними стоит, за их творчеством - это система нечеловеческих ценностей.

ПНС: Расхожий афоризм - "Рок - это послание Сатаны" правилен в твоем понимании?
ЕЛ: В моем понимании - да! То, что делал Башлачёв - это некая система ценностей, которая стоит за смертью. Поэтому эти люди внутренне максимально свободны. Они более циничны во внешних проявлениях, но они и более свободны. Поэтому здесь они долго существовать не могут. Свобода выбора, вообще какая-то свобода - это чрезвычайное зло, как у Достоевского.

ПНС: Ты любишь Достоевского?
Е.Л.: Да, это мой любимый писатель.

ПНС: А кого ты ещё можешь назвать?
ЕЛ: Поздний Платонов, Сэлинджер, Гоголь, Кортасар, Борхес, раннего Сартра периода "Тошноты". Вообще, много кого люблю. Но Достоевский всё же на голову выше всех.

ПНС: Что для тебя любовь?
ЕЛ: Любовь для меня... У меня такое чувство, что любить кого-то невозможно. Любить - это как дышать. Это такой процесс, который направлен в никуда. Просто идёт через тебя такой поток. Такое озарение я испытывал несколько раз в жизни. За это потом приходится очень дорого платить. Разные там депрессии. Очень тяжело. По-настоящему, любовь - это когда тебя вообще нет. Я это и Богом называю. Я просто могу объяснить то, что я испытывал. Меня как бы вообще не было. Я был всем и через меня хлестал какой-то поток. Это была любовь. Я не могу сказать, что я любил кого-то или что-то. Это была просто любовь. Как весь мир. Я и был всем миром.

ПНС: Что для тебя смерть?
ЕЛ: Смерть для меня - это когда из очень ограниченного состояния попадаешь в очень расширенное состояние. После смерти, видимо, дано полное знание во всём, причём знание в смысле любовь и всё. А вот насколько человек широк, я не знаю, это вопрос мистический. Я могу судить только со своей колокольни, а она у меня очень маленькая. Моё понятие очень ограниченное. Мне кажется, что после смерти человеку дается полное знание. Оно вытеснит следующую какую-то форму. Может, человек ещё где-то воплотится. Я считаю, что существует много разных слоёв всевозможных реальностей. Мы здесь даны, чтобы сделать какую-то работу. Причём, чем дольше я живу, тем больше понимаю, что жить - это значит жить как животное, как в раю, в полной гармонии со всем. Здесь и сейчас. Здесь именно то происходит, что не даёт жить. Человек делает здесь как бы ритуал. Если он это делает, он куда-то идёт, что-то с ним происходит. Потом он трансформируется в следующем состоянии, причем по направлению в ту сторону, где живут.

ПНС: Как ты относишься к инопланетянам?
ЕЛ: Видишь ли, я не знаю. Они, видимо, есть. О таких вещах лучше говорить с Ромычем из ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ.

ПНС: С Неумоевым?
ЕЛ: Да. Есть такое общество "Отечество". Оно очень метафизическое. Они строят всевозможные мифы. И по поводу инопланетян тоже. Они скорее всего есть. Я верю всему, потому что не имеет смысла чему-то не верить. Неумоев говорит, что инопланетяне - это очень гармоничное общество. Они живут, как звери, только с сознанием. Живут, как при коммунизме. Таких понятий, как свобода выбора, свобода воли, у них нет. У них есть иерархия, как в Китае, в даоизме. Все очень гармонично и из своей ступеньки никто выйти не может. Убийство, смерть для них не грех никакой. Это очень красивая теория. Инопланетяне считают, что на Земле творится всемирная анархия, потому что человек на Земле слишком свободен, как аномалия. Человек на Земле - это анархист, который рушит порядки во Вселенной. Человек умирает, потом опять где-то рождается и выпадает из гармонии среды. Поэтому инопланетяне прилетают сюда, наблюдают и очень жестко вмешиваются. Так он считает.

ПНС: Что ты думаешь о конце света?
ЕЛ: Мне кажется, что конец света - это то, что сейчас и происходит. Конец наступает тогда, когда уничтожается живая энергия творчества. Я не знаю, насколько была заложена человеческая формация. Может, это был эксперимент. Я сомневаюсь, что человек изначально возник на Земле. Во все времена на Земле появлялись пророки, учителя и т. д., которые пытались вытащить человечество на какую-то нечеловеческую плоскость. В деревнях, при любом, самом страшном терроре были юродивые, которые несли нечто живое, иррациональное. Сейчас таких людей становится всё меньше. Я считаю, что происходит массовая эвакуация куда-то этих людей. А те, кто остаются, либо с собой кончают, либо ещё что-то. У Бердяева есть хорошая статья на этот счёт - "Предсмертные мысли Фауста". Происходит крушение цивилизации.

ПНС: Ты имеешь в виду нашу страну?
ЕЛ: Нет, вообще в мировом масштабе. На Западе уже произошло, до нас уже докатывается. Идёт отмирание культуры, т. е. религии, искусства, философии. При цивилизации культура невозможна. У людей теряется творческая энергия. Как бы ниточка с Космосом оборвалась. Это состояние и есть конец света. Я не знаю, сколько он продлится, может миллионы лет, но это конец. Человечество без творческих единиц существовать не может, все друг друга перебьют. Вот у нас общество "Память", например. В "Стене" у ПИНК ФЛОЙД говорится о творческих единицах, на которых можно было срывать свою ненависть и т. д. Писатель Бондарев сказал недавно интересную вещь: "Да, очень много есть евреев, которые скрываются под другими национальностями". То есть еврей становится уже не национальным врагом, он стал метафизическим, который может быть любой национальности. То есть мы с тобой вполне евреями можем стать. Вот и всё. Сначала они будут воевать против нас, сколько бы нас ни осталось. А нас можно будет уже по пальцам пересчитать. Потом у них произойдёт какой-нибудь раскол, и они будут друг друга уничтожать, жрать. Это всё, это вообще-то конец.

ПНС: А кого ты можешь назвать из тех, кто обладает каким-то творческим потенциалом в рок-музыке?
ЕЛ: Это Манагер из Омска. Но ему тоже плохо. Янка мне очень нравится, но тут видимо тоже конец наступает. Она из депрессии не выходит. Ну, ещё НЕ ЖДАЛИ, ВВ. Раньше нравился ДК, сейчас он не существует. Жариков - это другой человек. Я не знаю, насколько он живой, но с точки зрения искусства - это тот вышак, который когда-либо был у нас. А с точки зрения формы - это человек, который занимался мифотворчеством. Сейчас, говорят, он в обществе "Память". По-моему, Жариков выше любого общества. Он берет любой советский миф и доводит его до абсурда. Вот в Ленинграде я никого не могу назвать. Вот ещё омская ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ нравилась, а сейчас... Мне КАЛИНОВ МОСТ очень нравится. Они уже не существуют. Ревякин в психушке сидит, по-моему, и видимо навсегда. Я видел их концерты в апреле этого года в Харькове, и у меня было такое предчувствие, что либо он умрёт скоро, либо что-то с ним случится. Это уже страшные песни, так просто нельзя сочинять.

ПНС: Почему они переехали из Новосибирска в Москву, к Стасу Намину?
ЕЛ: У меня отношение к Ревякину несколько странное. Это человек, который сочиняет гениальные песни, нечеловеческие в высшем смысле этого слова, в жизни совсем другой. Я не знаю, какой он внутри, но у меня ощущение, что он на людях обломался очень сильно. И пришёл к выводу, что всё - говно. И поэтому всё, что он делает - это циничный подход ко всем этим делам. Но я не могу его осуждать. Это дело каждого. Главное, что человек делает. Насколько я знаю, у Стаса Намина ему не очень хорошо. Они подписали контракт, по которому должны были давать огромное количество концертов практически бесплатно. А Ревякин всю жизнь мечтал сделать очень хорошую запись.
Для их музыки так оно и должно быть. В Новосибирске - полная халява. А Стас Намин пообещал предоставить им студию. Но так и не предоставил.
И ещё есть Коля Рок-н-Ролл - полный крутняк. Это просто страшно.

ПНС: Давай вернёмся к Башлачёву. Музыканты говорят, что он играть совсем не умел.
ЕЛ: Это очень неважно. ДОРЗ тоже играть не умели. да и БИТЛЗ.

ПНС: Кстати, как тебе БИТЛЗ?
ЕЛ: Я их очень люблю. Это просто отлично. Я вообще к 60-м годам очень хорошо отношусь. Плохих команд практически не было. Для них это был праздник. Была живая музыка. И всё стало заканчиваться году в 1969-м. Потом пошёл облом. Сейчас такого никогда не будет. Ни в публике, нигде.

ПНС: Почему ты не приехал на "Рок-Периферию"?
ЕЛ: А мы записывались как раз в Дании. Выходит пластинка, как там её - "Некст-стоп чего-то там, тра-та-та". Мы представляли сибирские дела. Мне Колбышев звонил, я сказал, что если успеем, то приедем. Но не получилось. А вообще, я не понимаю фестивали, где играют группы разного направления. К примеру, мы выступали с группой НЕ ЖДАЛИ, и люди пришли на них. Так они сидели и зевали, пока мы выступали. Другое дело, когда команды одного стиля. Например, мы в Новосибирске выступаем с ПИЩЕВЫМИ ОТХОДАМИ, очень хорошая, кстати, группа. Либо с БОМЖЕМ, ПУТТИ, ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ВЫЖИВАНИЮ. По-моему, фестивали такими и должны быть.

ПНС: Слышал ли ты ДЯДЮ ГО?
ЕЛ: Слышал. Очень на КАЛИНОВ МОСТ похоже. Я их видел году в 87-м или 88-м на каком-то фестивале. Очень эстетическая музыка. Очень тонко сделана, со всеми скрипочками, просто идеально. Я это не очень люблю, такой эстетический подход. Понимаешь, сама живость невозможна без какой-то не то что грязи, а... Когда музыка стиснута определёнными Формальными рамками, она мертва изначально. Допустим, ранний ГЕНЕЗИС что-тo сыграли в первый раз - это ещё живо, но когда целый год это играть, нота в ноту играть определённый ритмический рисунок, переходы, такие-то синкопы. Это очень напоминает камерную музыку, но с точки зрения камерности опять же плохо, потому что очень примитивно. Тогда лучше слушать Шостаковича. А рок - это музыка достаточно примитивная, основанная на ритме, на энергии, на словах. Вот Башлачёв - два-три аккорда, энергия, эмоции, текст.

ПНС: А Гнедков?
ЕЛ: То же самое. Он вообще эстет, и начинал как кабацкий музыкант. И это у него, видимо, так и осталось. Всё это Ленинград очень напоминает. На последнем фестивале все команды пытались как можно сложнее аранжировать, чтобы показать умение игры и т. д. А западные команды, например, КЛЭШ, могут играть очень хорошо, показывать высший класс, но вместо этого играют три аккорда и всё. Потому что больше и не надо. Форма должна быть адекватной тому, что ты в неё вкладываешь. А у нас есть некий комплекс, что нужно всегда показать, что ты можешь ещё что-то сыграть.

ПНС: Ну хорошо, давай на этом и закончим.
ЕЛ: Я ещё хочу сказать, что в этом отношении мне как раз КАЛИНОВ МОСТ нравится. Они умудряются играть достаточно сложную музыку и в то же время играют её очень живо.

* Забавный факт налицо? Между выступлениями Летов и ГО благочинно отдыхали в нумерах подслеповатой гостиницы УВД. Такова суровая реальность этих смутных дней!

"Периферийная нервная система" (Барнаул) №2'1990


ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

В городе Омске году этак в 1982 одна компания, причислявшая себя к движению хиппи, решила музыку поиграть. Насочиняли песен, начали играть, глядь - получается панк. Кому не понравилось - ушли, кто остался - придумали себе имя ПОСЕВ, а главный сеятель звался Егор Летов. За год записали альбомов пять, только где они - неизвестно, даже названия забыли. Рассеялся ПОСЕВ в начале 1984 года по непечатным причинам.

Дальше Егор познакомился с группой ИВАН МОРГ И МЕРТВЯКИ и нашел там новых людей. Организовали они ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ. В декабре 1984 года записали "Историю Омского Панка. Том I", и "ГрОб". Говорят, группа сейчас от них отказывается, и ходят они, как бутлеги... Признанная дискография ГРОБ начинается альбомами "Поганая Молодежь" и "Оптимизм" (оба датированы 1985).

Тут в биографию группы вмешались высшие силы. С Егора взяли подписку, что он не будет петь и сочинять соответствующие песни. Егор сменил дислокацию и с 1986 года начал обильную студийную деятельность: акустический "Красный Альбом", электрический "Красный Альбом", "Мышеловка", "Хорошо!", "Тоталитаризм", "Некрофилия".

1987 год - переломный. ГРОБ, бывшая до сих пор как бы студийной группой, расконспирировалась и выбралась на сцену. Явления на новосибирских фестивалях, тюменском панк-фестивале, смена состава, передислокация Егора в Новосибирск, ударное выступление на московском фестивале "Сырок" - этапы большого пути, 87-88. Записано невероятное множество альбомов: "Боевой Стимул", "Так Закалялась Сталь", "Анархия в Новосибирске", "Анархия в НГУ" (все - 1988); "Война", "Русское Поле Экспериментов" (сольный Егора Летова), "Армагеддон Попс", "Здорово и Вечно", "Песни Радости и Счастья", "Красный Марш", "Посев 82-85", еще один сольный альбом (все - 1989 год). Егор записался в Ленинградский рок-клуб, спродюсировал альбом Янки Дягилевой "Домой!", массу времени проводит на сцене и в некой студии "ГрОб Рекордс", под эгидой которой и выпускает все свои сольники, сборники, лонгплеи и бутлеги. Популярность его и "центрового крейзового сибирского панка" стала буквально легендарной.

"Надо заметить, что сам Егор - человек тихий, маленький, хрупкий даже, но по жизни склонный к философствованиям на полночных кухнях. Сумасшедший панк-драйв на концертах - это не проявление злобы, как нередко бывает в панке, ибо Егор от природы незлобив. Это как бы сублимация энергии нервного срыва, в котором он выплескивает накопленные от такой жизни мегатонны".

Использованы факты, даты и цитаты из независимых изданий "СПИДЪ" и "Урлайт".

"Ленинская Смена" 02.05.1990


ЕГОР И ОПИЗДЕНЕВШИЕ
"Прыг-Скок" (детские песенки)

Про дурачка (Песенка о Святости, Мыше и Камыше)/ Отряд Не Заметил Потери Бойца /Про Червячков/ Красный Смех /Ночь (посв. А. Введенскому) /Маленький Принц Возвращался Домой/ Еще Раз Про Дурачка /Про Мишутку/ Когда Я Умер /Иваново Детство/ Прыг-Скок.

Посвящается лихой памяти Женьки Лищенко, а также выступлению сборной Камеруна на чемпионате мира по футболу в Италии-90.
Все песни: Егор ("Красный Смех" - Ромыч).
Егор - вокал, гитары, ударные и пр., Джефф - бас (4, 5, 11), гитара (7), Юлька Шерстобитова - подпевки ("Прыг-Скок").
(c) 1990 ГрОб Records


Время существует для того, чтобы окончательно не сойти с ума. Это Кортасар. В петле - это Введенский. С пулей - это Маяковский. Женька Лищенко - это Эжен, умерший в Ленинграде, в онкологическом отделении больницы прошедшим летом. По небу бродит - это дурачок. Екеке, Маканаки и Роже Милла - это большие дети из Камеруна, которые не в курсе, что футбол - это не праздник, а работа. А слабо до утра заблудиться в лесу и заснуть, переставить местами забвенье и боль - это Янка. Плюшевый мишутка лез на небо прямо по сосне - это про и для нее.

У кого-то всю жизнь было большое желание Вудстока. А тут все так, словно не прошло уже больше двадцати лет. Просто все уже было. Прыг - под кожу, скок - на небо.

Ну что ты за дурак такой, спрашивающий: ведь после всего, что сказано, нужно покончить с собой? Или вправду - не понимаешь? Легко тебе и красиво - не верю.

Впрочем, все это не имеет значения. Была ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - теперь нету. Егор говорит, что потерялась живость, слишком все всё выучили и знали. Логика ваших вопросов тут не проходит. Ведь песенки-то пишутся и все непрерывно продолжается. Вы слишком буквально поняли фразу: мы будем умирать, а вы наблюдать. И теперь ждете физической смерти. Может, вам мало тех, что умерли?

Да что я, право. Кому вынется - тому сбудется. В аккурат все сбудется, все позабудется. Все образуется.

Кто - под колесами машины, кто - в больничке, кто - от пули, а кто - в петле. А кто - уже на небе. А кто - все бродит по лесу, ищет глупее себя.

И на все вопросы отвечать: всегда живой.

Алексей КОБЛОВ
"КонтрКультУра" № 3'1991



Егор Летов - последняя легенда русского рока

10.09.64 в Омске родился Джа Егор (Игорь Федорович) Летов. Можно закрыть на это глаза, но все равно будешь натыкаться на майки с круглыми темными очками, значком "Анархия" и развевающимся хаером, перечеркнутыми цепкими прямыми линиями "колючки" - ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.

"В родной стране умирать роднее,
Мой единственный шанс - это быть сильнее".


1972 г. г. Омск. В стране - "развитой социализм", у Летова на вертушке - "A Quick One" (XУ) и первое убойное потрясение в жизни - рок-н-ролл. Дальше было достаточно классически - БИТЛЗ, СТОУНЗ, ЗЕППЕЛИН, потом ДЖЕНЕСИС, ЙЕС, лет в 18 возврат к калифорнийщине и ДОРЗ и случайно в 82-м или 83-м - "Never Mind the Bollocks". СЕКС ПИСТОЛЗ противоречили, с музыкально-эстетической точки зрения, летовским вкусам, но нутром - дико понравилось. И после АДАМОВЫХ МУРАВЬЕВ и СПЭШЛЗ Егор понял всю эту музыку. Понял в смысле принял. И вошел в нее. В декабре 1984 г. возникла ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.

"Дешевые трагедии внутри загона,
Они объявили нас вне закона".


Резонно решив, что "живые" концерты в ближайшее время группе не грозят, основной упор был сделан на создание и распространение магнитоальбомов. Так и появилась у Егора дома "Гроб-студия" - комната, оснащенная самопальной аппаратурой, на которой записывались ГО и все сибирские гаражники. Целый год группа репетировала, редко играла по подвалам и записала несколько песен, позднее вошедших в альбом "Поганая Молодежь". Ясно, что подобное шевеление мозгов и болота не прошло мимо местной охранки, "и поздней осенью 1985 г. еретической деятельности пришел изрядный конец: гитарист резко отбыл защищать родину в районе Байконура, а Егор после травли и душевных бесед с майором ГБ загремел в дурку. Выйдя через три месяца, Летов в одиночку записал альбомы "Оптимизм", "Красный Альбом" и "Некрофилия". Весной 1987 г. ОБОРОНА партизанским путем пробралась на сцену Новосибирского рок-фестиваля, где выглядела не весьма выразительно, но эпатажно. Первая слава об исконно сибирском панке пошла по стране, и недели через две в Омск пришла официальная телега, что эти "фашисты выступили в Н-ске". ГБ взбеленилась, всех перетаскали, за Егором прислали санитаров из психушки, но он прямиком рванул на вокзал - и в Москву. Был объявлен розыск, и до конца года пришлось поездить по стране как системнику. К декабрю 1987 г. розыск прекратился, Летов вернулся домой и записал "Боевой Стимул", "Все Идет по Плану" и "Так Закалялась Сталь".

"А перестройка все идет, идет по плану,
И вся грязь превратилась в голый лед".


После этого в истории ГО начался внешне сравнительно благополучный период: выступление на втором Новосибирском фестивале, триумф на декабрьском "Сырке" 1988 г., гастроли в Москве, Питере, Прибалтике. ГО стала культовой группой, началась ГОмания: в моде значки, майки с Летовым, в андеграундных студиях альбомы ГО берут на драку оптом, в ФРГ вышли две песни на сборнике мирового панка, группа вступает в Лен-рок-клуб и как всегда записывает стратегическое количество альбомов, из которых лучший "Русское Поле Экспериментов". За несколько весенних дней 1990 года родилась последняя запись ГО "Инструкция по Выживанию", а 13 апреля в Таллинне состоялся последний концерт ОБОРОНЫ, после чего группа прекратила свое существование.

Вот, вкратце, и вся история ГО, последней легенды русского рока, группы, для которой "рок - это когда человек просто выходит, и все. Это - как молитва". И еще из Егора: "Я не могу и не хочу делать то, во что не верю. Это должно быть подарком, каждая твоя песня, каждое слово. А если это никому не нужно... стоит ли его создавать? Чем дальше живешь, тем меньше иллюзий остается; ныне каждый, как оказалось, сам в себе в самом хреновом смысле. Времечко такое, дух умер. Надо ждать".

"ЗД" благодарит журнал "Урлайт" за предоставленную информацию.

"Московский Комсомолец" 06.11.1992




Я всегда буду "за"
(Фрагмент из пресс-конференции Егора Летова в ДК "Гавань")

"Ниоткуда": - Как насчет сегодняшнего концерта?
Егор Летов: - Нормально, все отлично. Все концерты у нас так проходят... Надо сказать, что в Питере публика еще более-менее скромная, не то, что в Москве. Там на наших концертах драки, огромные погромы...

"Нашъ Драйвъ": - Ты играешь музыку? Ее можно назвать так?
ЕЛ: - Нет, ни в коем случае. Мы не играем рок, а тем более это не музыка, не искусство. Мы создаем прецедент того, как нужно действовать в любой ситуации, в течение всего времени. В 1985 году были одни методы борьбы - то есть, был грязный звук, какой-то самопальный. Сейчас другие методы борьбы, они каждый раз меняются... Мы из тех людей, которые создают правила игры. Мы не играем даже по собственным правилам, не играем...

ЪЪ: - Егор, расскажи пожалуйста, о твоем новом альбоме.
ЕЛ: - Он не закончен, а поэтому я, как человек суеверный, не люблю говорить, пока не доведу до конца. Два больших альбома будет, видимо... Один будет называться "Солнцеворот", другой "Новый День".

ЪЪ: - Они будут посвящены политическим событиям?
ЕЛ: - "Новый День", видимо, будет политическим альбомом, но дело в том, что у нас нет прямой политики, мы больше метафизики, чем политики. Второй альбом будет более философский, наверное... Тяжелый, в общем!

Н: - Ваши планы на ближайшее время?
ЕЛ: - Нужно домой ехать, записываться. Надо закончить альбом, дело в том, что они еще чуть-чуть не готовы. Если бы не эти концерты, мы бы с удовольствием сидели и работали над ними. А так мы с удовольствием играем там, куда нас приглашают...

ЪЪ: - Хотелось бы побольше узнать о том, что случилось с Александром Башлачёвым? Твоя версия?
ЕЛ: - Не знаю, я же его не знал лично... У нас было шапочное знакомство... Один раз только поговорили с ним...

ЪЪ: - Кто твои слушатели?
ЕЛ: - Разная публика: нас слушают даже какие-то анпиловские бабушки, совершенно безумные панки, дети какие-то. Мы, наверное, больше молодежные...

Н: - Тебе что-нибудь нравится из современной музыки?
ЕЛ: - Нет, мне нравится эстрада 60-70 гг. Советская. Из западного - 60-е годы.

ЪЪ: - Что такое для тебя "рок"?
ЕЛ: - Считаю, что рок - это форма народной музыки. Я очень редко слушаю группы, считаю, что только пока группы подпольные, неизвестные, только тогда это рок-группы. Мы занимаемся рок-революцией. Рок - это как бы форма революции. Он имеет смысл, когда с помощью него можно что-то изменить.

ЪЪ: - Егор, в последнее время у тебя в альбомах прослеживаются фольклорные оттенки...
ЕЛ: - У меня всегда была тяга к фольклору. Мы, в принципе, и занимаемся современным фольклором.

Н: - Что ты больше всего ненавидишь в жизни?
ЕЛ: - Обывателей.

Н: - А что любишь больше всего?
ЕЛ: - Войну. Я считаю, что война - это нормальное состояние человеческого общества. Война как принцип жизни и творчества. Это преодоление себя. Преодоление своей косности, тупости, лени и эгоизма.

ЪЪ: - Егор, что ты ценишь в людях?
ЕЛ: - Смелость. Я ценю то, что даже словами назвать невозможно. Это ни в какие рамки не лезет.

(В данном фрагменте представлены неполитические вопросы, заданные Егору питерскими музыкальными газетами. Ред.)

Интервью: Ирина ДУБРАВИНА
"Nашъ Драйвъ" (СПб) №2, январь 1996


 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Е. Борисова
Гость





Сообщение 23 Мар 2005, 05:10 - Ответить с цитатой

Большое спасибо сайту за то, что он снова занимает свою полезную (и, надо думать, не безразмерную) площадь общеизвестными материалами. Это интервью - чуть ли не самое популярное и наиболее часто цитируемое из всего Летовского наследия. Вот вывесьте еще ""200 лет одиночества", и будет всем полное счастье.
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006