Альбом с похожим названием уже имел место в истории отечественного рока - у ВА-БАНКА было "Живи, Живое!". Насколько он на самом деле был живым, и почему люди, делавшие его, не выполнили данное в одном из интервью обещание и не выпустили вторую часть под названием "Умри Все Живое!" - разговор отдельный. Для нас с вами важно, что новый альбом Кирилла Комарова многое объяснил и снял кое-какие вопросы, возникшие еще лет пятнадцать назад. В песне "А Ещё Было Так" в виде то ли веселой байки, то ли мрачноватого анекдота нам на наглядных примерах доказывают, что все дороги неизменно приводят к Богу. Что ни делай, как беспечно ни веди себя - все равно не отвертишься. Это относится и к делам творческим, и к той эволюции, которую прошел Кирилл как поэт и музыкант - от текстовика ныне подзабытой рок-клубовской хэви-металлической команды ПРИСУТСТВИЕ, через все сольные опыты с акустикой и электричеством, к нынешней точной, абсолютно безупречной формуле русского блюза.
Так хорошо понимали, каким должен быть блюз по-русски, наверное, только два человека - Майк Науменко и Юрий Наумов. От первого Кирилл унаследовал горькую иронию, у второго - утонченную музыкальность, не позволившую ему удержаться в рамках традиционного бард-рока. Звук лучших его альбомов последних лет, к числу которых, несомненно, относится и нынешний, очень похож на тот блюз, который звучал в Америке в 60-70-х годах - то есть еще не прилизанный, местами сыроватый, местами легкомысленный и всегда честный. Однако ни одна из песен альбома ни в коем случае не похожа на стотысячную вариацию на тему "Hoochie Coochie Man". Любую из новых песен Комарова можно представить звучащей и по-английски - стиль им выдерживается точно, но попыток напрямую кому-то подражать, а тем более косить под негра преклонных годов принципиально не предпринимается. Просто есть вот такая форма - универсальная и доступная для понимания во всем мире, в которую можно вкладывать какое угодно содержание. И грех ею не воспользоваться, если тебе это по силам.
Правильная форма подачи материала выбирается уже в песне, открывающей альбом - "Музыкант на Гастролях". Когда-то братья Стругацкие советовали литераторам, ищущим успеха у самых широких масс, писать либо о том, что лучше всего знаешь, либо о том, о чем не знает никто. Здесь Кирилл умудрился соединить и первое, и второе. На первый взгляд перед нами - просто зарисовка с натуры, страничка из дневника, и насколько достоверная, большинство из нас, имеющих весьма смутное представление об артистической жизни, судить не может. Еще и аккомпанемент такой обманчиво-легковесный, почти танцевальный. А вслушаешься повнимательнее - и обнаруживаешь достаточно глубокую поэтическую аллегорию, имеющую отношение ко всем нам. Все мы - немного лицедеи-гастролеры, не знающие покоя, зависшие где-то между условными Вологдой и Череповцом и порой начинающие терять чувство реальности. Вот так, рассказывая о чем-то своем, глубоко личном, можно без особого труда отыскать ключик к любому сердцу, найти общий язык с любым слушателем - в том числе и далеким от утонченного эстетства.
А дальше могут быть и "Орлы над Долиной", которых вполне можно было бы сделать саундтреком к какому-нибудь классическому вестерну, и сказка "Джуки" - совсем не детская и где-то даже претендующая на психоделичность, и пропитанная горечью от ощущения быстротечности нашего земного века "Заново", и почти благостная "Потому Что" - в принципе, достаточно заурядное посвящение городу на Неве, сделанное по тем же лекалам, что и бардовские баллады Розенбаума, и значительная часть советской песенной классики. Есть в альбоме и пара вещей, невольно напоминающих о том, что рок давно уже перестал быть музыкой молодежного протеста и может на полном серьезе, а не в порядке стеба, рассказывать о том, что значит "красиво стареть". "Теплая Осень" - разве же это только о времени года, а не о периоде жизни, когда у человека не остается ничего, кроме длинной биографии и ценного жизненного опыта? Любоваться, наслаждаться этим временем можно только в одном случае - когда чувствуешь, что жизнь прожита не напрасно. Таким же жизнелюбием пронизана и песня "Пока Моя Любимая Спит", совсем не похожая на банальную бытовую зарисовку. Негромкий, неторопливый внутренний монолог лирического героя, смиренно принимающего свою судьбу такой, какая она есть - сколько в нем скрытой силы, сколько реальной мудрости! Все это удивительным образом уживается в одном человеке, не внося в стиль его музыки ни капли эклектики. Просто, будучи большим поэтом, Комаров может писать обо всем, что попадает в поле его зрения, превращая в часть своего мира, да так, что никто ему не посмеет возразить.
Кстати, одним из самых радостных моментов альбома было упоминание в качестве дружеского привета замечательного автора-исполнителя Василия К. Сейчас сам факт, что ещё не все старые друзья стали врагами, принимается как благая весть. Как и то, что некоторые альбомы (как, например, данный) ещё могут создаваться отчасти в России, отчасти в Америке, назло всем разделяющим мир стенам, барьерам и "железным занавесам". Бывают же времена, когда быть нормальным человеком - уже акт гражданского мужества!
Значимость творчества Кирилла Комарова была многим очевидна еще в конце 90-х. Вопрос лишь в том, какое именно место должен он занимать в иерархии звезд, легенд и просто хороших авторов-исполнителей? Ответ, на мой взгляд, могла бы дать по-хитовому приставучая песенка "8 Мешков Ржи", наводящая на мысль, что именно так должен звучать русский Боб Дилан. Не всякий, обращаясь настолько панибратски с образами (пусть и мифологизированными) Элвиса Пресли, Джима Моррисона и Курта Кобейна, имеет право определять, кому из них место в раю, а кому - нет. Очень легко здесь и в дешевую патетику впасть, и превратить всё в пошловатый анекдот. А тут мы видим, что человек с великими действительно на короткой ноге и знает о них чуть больше, чем мы. И пусть у Комарова пока что так и не сложилось своего хита, сопоставимого с "Like a Rolling Stone", но в том, что дело до этого дойдет, сомневаться не приходится. Технические возможности, по крайней мере, имеются точно. Сам Кирил, играющий на нескольких гитарах, укулеле и перкуссии, смог бы, наверное, в одиночку заменить когда-то аккомпанировавший Дилану THE BAND, но барабанщик и программист Юрий Щербаков, сотрудничество с которым длится уже много лет, но опытный клавишник Леонид Гельман, но басист Виктор Назаров, засветившийся также в составе такой интересной группы как ДЕФЕКТЫ РЕЧИ - без столь надежных компаньонов работа оказалась бы куда более трудной, а результат - не столь убедительным.
Ведь что самое интересное в новом альбоме, помимо его живости и глубины? Да то, что он является достойным ответом многим скептикам (в том числе и автору этих строк), заподозрившим Комарова в том, что он уже достиг своего творческого потолка и дальше расти не будет. Не исписался он ещё, и тем более не предал себя раннего, андеграундного, чисто акустического. Некоторые альбомы у него получались неровными только потому, что Кирилл искал себя в новом качестве. А сейчас видно, что он нашел.
Жаль только, что в голосе Комарова с годами появляется все больше немузыкальной хрипотцы там, где раньше наверняка бы звучал хорошо узнаваемый ломкий фальцет. Время все-таки никого из нас не щадит, и с этим ничего не сделаешь. Но этот недостаток потому и заметен, что новые песни так же молоды, как и те, благодаря которым мы узнали и запомнили нашего героя тридцать лет назад. Они такие же живые, только намного лучше.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах