Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

МЕГАПОЛИС - "Декабрь в Петербурге"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Олег Гальченко
Автор


Зарегистрирован: 22.08.2005
Сообщения: 196
Откуда: Петрозаводск

Сообщение 10 Апр 2023, 11:47 - МЕГАПОЛИС - "Декабрь в Петербурге" Ответить с цитатой

(p) Snegiri Music, 2022

Кажется, у Олега Нестерова и его группы начинает все лучше получаться то, чем он должен был бы заниматься еще тридцать лет назад - да, видно, смелости не хватило. На рубеже 80-х - 90-х годов МЕГАПОЛИС был одной из самых модных групп московской "новой волны", в одном только искусстве саморекламы преуспевавшей настолько, что им удалось пережить значительную часть звезд московской рок-лаборатории. Причем за всеми громкими манифестами и заявлениями для прессы стояли самые обычные подростковые понты, стилизованные то под глуповатый стеб, то под наивные попытки выдумать собственную мифологию и эстетику. Апофеозом всех этих недетских игр стал выпуск к 50-летию Победы нескольких советских песен, переведенных на немецкий язык. И ладно бы это были только знаменитые "Ландыши" О. Фельцмана, превратившиеся в "Karl Marx Stadt" - на них хоть забавный клип сняли, пародировавший эстраду братских стран социализма. Но "Волга", которая "издалека - долго", на языке Геббельса и Паулюса - это уже... Ну, да с кем в молодости не бывало?!..

А нынешний МЕГАПОЛИС - это абсолютно серьезный, предельно далекий от попсы и радиоформатов, совсем не годящийся для невнимательного прослушивания проект. В его музыке перемешались арт-рок, психоделик, пост-панк и камерная классическая музыка. Все альбомы последнего времени МЕГАПОЛИС создает в режиме свободной импровизации, то есть совершенно не заботясь о хорошо запоминающихся хитовых мелодиях. Поэтому от каждой их новой работы остается странное ощущение - как от прогулки по малознакомому городу в вечерний час. Вроде бы ничего особенного не разглядел, ничего нового для себя не узнал, но атмосфера, в которую ненадолго погрузился, может остаться с тобой еще надолго.

Новый концертный альбом группы - это запись живого выступления, случившегося в конце минувшего года в Санкт-Петербурге в книжном магазине "Подписные издания" на Литейном в рамках новогоднего шоу, отснятого для YouTube-канала "Солодников". В числе зрителей, чьи аплодисменты раздаются в паузах, были ведущий канала Николай Солодников, режиссер Александр Сокуров со своим курсом, профессор-филолог Татьяна Черниговская, священник о. Алексей Уминский и лидер группы SHORTPARIS Николай Комягин. Элитарно-богемная атмосфера вполне соответствует и исполняемому материалу. Происходит рок-концерт, но настолько лишенный агрессии и бунтарского настроения, что его вполне можно было бы сыграть и в стенах какой-нибудь консерватории, прежде не слышавшей ничего тяжелее Гершвина, и даже на частной квартире - соседи бы даже не проснулись.

Основу концертной программы составили композиции из вышедшего осенью 2020 года альбома "Ноябрь", тексты для которого были позаимствованы у поэтов разных времен - от Серебряного века до наших дней. Подбором стихов и прочими моментами, связанными с идеологией, занимался режиссер Роман Либеров, в последние годы вообще весьма благотворно влияющий на русских рок-музыкантов, заставляя их почаще вспоминать о культурных корнях и обращаться к литературной классике. И хотя среди спродюсированных им проектов пока не встретилось ничего, равного по силе и глубине тухмановской пластинке "По Волне Моей Памяти", сам прецедент кажется интересным. Чего стоит только вышедший уже в январе сего года сборник "После России", в котором музыканты, эмигрировавшие из страны в течение последнего года, спели песни на стихи белых эмигрантов, как будто писавших не о своей личной трагедии, а о нас сегодняшних!..

Впрочем, пока еще не закончился декабрь, и в культурной столице играет "самый московский ансамбль". Музыка кажется довольно монотонной, хотя и не лишенной драйва. Гитара и бас создают ритмическую основу, на которую, в принципе, можно положить что угодно - даже телефонный справочник. Но когда повнимательнее вслушиваешься в голос Нестерова, то вдруг замечаешь то, что не так сильно чувствовалось на студийных записях - как же все-таки этот голос постарел! Конечно, Олег никогда не был сильным вокалистом, но по молодости еще мог вытянуть что-то похожее на "нововолновый" фальцет. Сейчас же издаваемые им звуки трудно назвать пением, речитативом или даже мелодекламацией. Скорее, это - сонное бормотание, достаточно разборчивое, но не окрашенное никакими эмоциями. Где-то на середине альбома даже начинаешь сомневаться - а нужны ли исполнителю зрители? Но к кому-то же - явно не в пустоту - обращается Нестеров, например, строчками погибшего совсем молодым и потому не дождавшегося настоящей славы ленинградского поэта Алексея Ильичева:

Моя любовь - как снег и лед:
Она и тает, и плывет.

И вся вода горит огнем,
И мы ее губами мнем.

И я ресницами гребу
По наклонившемуся лбу,

Чтобы поймать тебя, причем,
Как рыбу из ручья, - лучом.


Да разве можно шептать о любви так - без надрыва, без единой нотки страсти? Оказывается, можно - просто всю чувственную часть взяла на себя гитара, в какой-то момент оказывающаяся на грани истерики, но вовремя возвращающаяся к умиротворяющему ненавязчивому перебору. Чуть более органичными оказываются "Холода" на стихи Г. Иванова, напоминающие, скорее, импрессионистический зимний пейзаж, а еще "Перетекаем" на стихи А. Вознесенского. В последнем случае композиция описывает такой интимный процесс как взаимопроникновение близких душ, и тут уж совсем неуместен был бы крик и суета. В "Летящей" на стихи В. Некрасова используются элементы реггей и даже присутствуют претензии на некий шаманизм. Волшебства не получается - по крайней мере, никаких попыток гипнотического воздействия я лично на себе не почувствовал. Но как не порадоваться хотя бы одной более или менее энергичной вещи, затесавшейся в череду совершенно одинаковых и по мелодике, и по настроению расслабляющих медитаций!

Такую музыку и вправду стоит играть только в книжных магазинах. И не обязательно для этого затевать концерт. Невольно представляю себе, как Нестеров пришел в один из таких магазинчиков, снял с полки заинтересовавшую его книжку и так зачитался, что стал декламировать попавшие ему на глаза поэтические строчки вслух. А у него над головой из динамика льется нежная музыка - неважно, какая, неважно, чья, лишь бы не отвлекала от приятного занятия...

Впрочем, впечатление, будто музыкантам нет никакого дела ни до публики, ни до всего окружающего мира, начинает исчезать ближе к финалу. В одной из песен, носящей англоязычное название "What a Sound" вдруг появляются солдаты, явно не собирающиеся на праздничный парад, и благостное настроение развеивается. И как бы приджазованно ни звучал "Рождественский Романс" на стихи Бродского, мы помним, как провожали под него бурные 80-е, преисполняясь светлых надежд на новую - красивую и свободную жизнь, а в новой версии уже не слышим никакого намека на оптимизм, даже в финальных, вроде бы ободряющих строчках! Ну, и последний гвоздь в гроб праздничного веселья забивает знаменитая баллада "Где Цветы?", когда-то исполнявшаяся и Марлен Дитрих, и Джоан Баэз. Не так уж и важно, по какому конкретному поводу она была написана - ведь любая новая война в любой точке земного шара заставляет нас только тяжело вздыхать: "Когда же все это поймут?!.."

Наверное, никогда. И новый концертник МЕГАПОЛИСА, при всей своей частичной неудобоваримости - потрясающе точное описание того, что творится в душе типичного нашего интеллигентного соотечественника. Там есть растерянность, усталость, боязнь не то что выражения своих мыслей и убеждений, но даже собственных добрых чувств. И четкое понимание, что на его глазах происходит трагедия.

Честный русский рок в нынешних условиях должен звучать именно так.

Слушать/скачать альбом
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006