Имя сибирского музыканта Дмитрия Селиванова я впервые услышал в начале 90-х в одном из выпусков авторской программы Романа Никитина "Тихий Парад" на радио России. Ведущий поставил в эфир песню "The Birds of Paradize" из альбома проекта КОММУНИЗМ "Хроника Пикирующего Бомбардировщика". Я восхитился, зафанател и стал искать его записи по различным студиям тиражирования и частным фонотекам. Получил две подборки: 90-минутную - из барнаульской студии Юрия Косогова "ЮКос" и 30-минутную - из рок-магазина "Перекресток". Подборки были разные. На коробках бобин значилось: "Дмитрий Селиванов 1989". Ни Юрий Косогов, ни владелец "Перекрестка" Александр Рубцов не могли к этому добавить ничего вразумительного. Как потом оказалось, это были выжимки из разных альбомов и концертных записей проектов, в которых участвовал Селиванов. Но обе подборки мне очень нравились. И я продолжал поиски... которые увенчались успехом лишь через 30 лет. Интернет дал ответ на все вопросы.
Дмитрий Селиванов в разное время играл в нескольких группах и проектах - ПРИСУТСТВИЕ (не путать с одноименной питерской группой), ЗДОРОВЬЕ (не путать с одноименной московской поп-группой), КАЛИНОВ МОСТ, ПУТТИ, ДИМАКОК, ШИФЕР, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и КОММУНИЗМ. Группа ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА, созданная Селивановым в 1988 году, прекратила свое существование весной 1989-го, после его самоубийства. Оставила после себя один студийный альбом и несколько концертных записей.
Единственный студийник "Любовь и Технология" и концертник "Live Architecture" (последний в усеченном виде) впервые были официально изданы на CD в 2001 году лейблом "UR-Realist". До того, наряду с другими концертниками, распространялись из рук в руки посредством переписывания на кассеты, бобины и CD-R. В 2020 году "Live Architecture" была переиздана полностью, да еще и с раритетным бонусом, "Bull Terrier Records", а через год на этом же лейбле был вновь выпущен альбом "Любовь и Технология". Оба издания прекрасно оформлены и снабжены буклетами с текстами песен.
Альбом "Любовь и Технология" записывался в сентябре 1988 года в студенческом клубе "Электрон" при Новосибирском электротехническом институте. В записи участвовали: Дмитрий Селиванов - гитара, вокал; Евгений Скуковский - клавишные; Олег Чеховский (также ПУТТИ) - бас; Игорь Щукин - ритм-компьютер; Ренат "Ронни" Вахидов - барабаны. Звук рулили Александр Тугай и Андрей Левичев, а запись делали директор ПА Алексей Зайчик и тот же Андрей Левичев. Вся музыка сочинена группой, большая часть текстов создана Дмитрием Селивановым и Евгением Скуковским. Исключения оговорены.
О поэтической составляющей тут говорить крайне сложно. Если просто читать тексты, в отрыве от музыки они воспринимаются как бред, плод воспаленного сознания, и иногда напоминают афатическую речь. Другое дело, когда поэтический, музыкальный и исполнительский субтексты соединяются и начинают взаимодействовать.
Музыкально ПА ближе всего, как мне кажется, к JOY DIVISION, с которыми группу роднит мертвенно-холодное, мрачное звучание. Стиль ПА правильнее всего определить как индустриальный пост-панк.
"Точки" ("Инструктор") и "Индустриальный Оргазм" могли бы образовать дилогию, несмотря на то, что текст первой песни написан Дмитрием Селивановым в одиночку, а второй - совместно с Евгением Скуковским. В них угнетенность и страх достигают своего апогея. Иногда кажется, что Селиванов не поет, а кричит от ужаса. Детерминизм из одноименной песни предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность предметов и явлений, казалось бы, не имеющих друг с другом ничего общего. Песня "Бога Нет", текст которой строится на перечислении разнородных предметов, допускает разные интерпретации: во-первых, она погружает слушателя в хайдеггеровский обезбоженный мир. Во-вторых, с точки зрения диалектического материализма, если толковать упрощенно, в этом мире есть всё... кроме бога. Я безоговорочно склоняюсь ко второй версии. "Политический Труп" и "Речь Сторонника", располагайся они рядом в альбоме, составили бы дилогию, несмотря на то, что опять-таки текст первой написан Селивановым в соавторстве со Скуковским, второй - только Скуковским. Обеим присуща абстрактность. Согласно авторам, словосочетание "политический труп" могло бы быть применено к каждому из нас. А название "Речь Сторонника" может вызывать вопросы: сторонника - чего? Но, с точки зрения автора, это неважно. Да и сама речь построена таким образом, что ее мог бы произносить представитель любой политической силы. А, следовательно, воображаемую дилогию не стоит воспринимать всерьез. "Погранвойска" - воспоминание об армейской жизни: герой умеет очень быстро раздеваться, потому что служил в пограничных войсках... "Church of Reason" (другое название - "Мозг") - монолог человека, находящегося в измененном состоянии сознания. Дмитрий Селиванов и Евгений Скуковский великолепно сымитировали научный стиль изложения между первым и вторым куплетами: "Человеческая природа, склонная к изменениям, как и природа организмов вообще, должна быть видоизменена в соответствии определенному идеалу. Хотя по законам природы человек в состоянии очень быстро размножаться, идеал его благоденствия требует ограничения плодовитости. Мера эта, неизбежная в ряде случаев уже и теперь, еще шире распространится по мере новых успехов в борьбе за переход управления человеческой нравственностью в руки действительно компетентных лиц..." А может быть, это снова стеб? Песня на стихи Дмитрия Селиванова "Дети Госпиталей", в которой предсказывалась грядущая война, увы, оказалась пророческой. Очень длительная концовка производит весьма и весьма тягостное впечатление.
В основу концертного альбома "Live Architecture" было положено выступление ПА в новосибирском ДК Железнодорожников 13 декабря 1988 года. Группа играла в том же составе, за исключением Игоря Щукина. За звук отвечал Андрей Левичев.
"Настроечная" - это, видимо, набросок англоязычной песни, текст которой принадлежит Константину "Кузе УО" Рябинову и Дмитрию Селиванову... о чем в выходных данных ни слова. Информацию нашел на одном из сайтов. Если верить филологам, хорошо знающим английский, с точки зрения грамматики и лексики все неправильно. Просто какой-то набор слов.
На концерте был сыгран почти полностью альбом "Любовь и Технология", кроме песни "Погранвойска". В припеве "Точек" Дмитрий Селиванов заменил лишь одно слово - "несводимость" на "беспартийность", от чего смысл ничуть не изменился. В песне "Бога Нет" поменял последовательность фраз: это тот случай, когда перемена мест слагаемых не влияет на сумму. "Church of Reason" посвятил паре-тройке яйцеголовых, затесавшихся на концерт. А "Речь Сторонника" представил как немножко попсовую композицию.
Песню "Ошибка" правильнее было бы назвать во множественном числе - "Ошибки". Ибо воображаемый "ты", к которому обращается лирический герой, совершает множество ошибок, мешающих обоим. "Погоня" на стихи Дмитрия Селиванова - тот случай, когда название никоим образом не связано с содержанием: герой песни хвастается фирменными бритвенными лезвиями, которые у него есть. "Летаргия" - песня на стихи Вадима "Черного Лукича" Кузьмина и Дмитрия Селиванова. Впрочем, судя по тексту, впадание в длительный сон оказалось ложным...
Не обошлось на концерте и без панка. Две песни написаны совместно Дмитрием Селивановым, Дмитрием Истоминым, Александром Чиркиным и Олегом Чеховским. "Красный Марш" также входил в репертуар ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и ПУТТИ. Авторы откликаются на актуальные политические события второй половины 80-х. В текст органично вписалась цитата из песни Георгия Мовсесяна на стихи Виктора Гина "Легенды Расскажут". У ПА исполнение более чем неудачно из-за замедленного темпа. Как-то вяло и драйва никакого. Больше понравилась "Атас" - песенка панка, который идет на выборы, а потом грозится разрушить систему.
Бонус - запись с концерта в ДК "Алмаз" в городе Мирный в ноябре 1988 года. "Точки" ("Инструктор"), "Church of Reason" и "Красный Марш". Качество записи оставляет желать...
Процитирую пресс-релиз альбома "Любовь и Технология", составленный "Bull Terrier Records": "Настало время закрыть гештальт еще по одной группе-легенде - ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА". Но "Любовь и Технология" и "Live Architecture" - далеко не вся дискография ПА. Другое дело - остальные концертные записи, кочующие по интернету, могут быть непригодны для издания. Мне трудно сказать, так как я не звукорежиссер. Но был бы рад, если бы оставшиеся концертники удалось отреставрировать и выпустить.
Оба издания настоятельно рекомендую всем любителям хорошей музыки. И не только потому, что ПА - часть истории русского рока. Группа безусловно заслуживает внимания и уважения. Есть что послушать, есть над чем подумать.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах