Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

ПОРТ ИЮЛЯ - "Знали Травы" & Юлия Тузова - "Обратно"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Олег Гальченко
Автор


Зарегистрирован: 22.08.2005
Сообщения: 196
Откуда: Петрозаводск

Сообщение 21 Ноя 2022, 22:27 - ПОРТ ИЮЛЯ - "Знали Травы" & Юлия Тузова - &quo Ответить с цитатой

(р) ПОРТ ИЮЛЯ, Бомба-Питер, 2021
(р) Выргород, 2021


Два альбома известной певицы и сочинительницы - записанные с собственной группой и сольно - вышли почти подряд друг за другом и представляют ее талант с двух разных сторон. В одном она дает волю техническим экспериментам, прячется за стеной прохладных электронных звуков, в другом доказывает, что не так уж и нуждается в электричестве, ибо с помощью одной только акустической гитары легко добивается того же самого эмоционального эффекта. Да, Юлию Тузову уже давно язык не поворачивается относить к числу "рок-бардов" в традиционном понимании этого слова, настолько она профессиональна и самостоятельна в своем творчестве. Она вольна нарушать любые жанровые границы, касаться любых тем - результат всегда будет предсказуемо отличным. Другое дело, что дорогу, которой она двигается, совсем нехоженой не назовешь - группа РАДА И ТЕРНОВНИК, например, прошла здесь еще двадцать лет назад и наследила так, что остальным вроде бы и делать уже нечего. Правда, Юлия - исполнительница с совсем другим темпераментом, с другой - чуть более агрессивной - подачей, поэтому заподозрить ее в желании вслед за кем-то что-то повторить невозможно.

Альбом "Знали Травы", как уже намекает название, содержит в себе некий фольклорный и даже языческий, мифологический подтекст, но все корневые, архаичные мотивы в нем переданы суперсовременными средствами. Заодно в ход идут прямые и косвенные цитаты из классики, прочитанной еще в детстве и понятой весьма своеобразно. Например, песня "Катерина" отсылает нас к памятной со школьной скамьи суицидальной пьесе А. Н. Островского "Гроза", из истории героини которой оказалась выкинута вся унылая бытовуха, а градус трагизма повышен до высшего предела. Получается просто потрясающая по степени взрывоопасности смесь тоски и хрупкой беззащитности. "Герой" продолжает уже сложившуюся чуть ли не в отдельное направление в русском роке традицию воспевания неких "последних героев" (КИНО, НОГУ СВЕЛО!, БИ-2 и т. п.), но продолжение скорее ироническое, трагикомическое, ибо вещей, ради которых действительно стоит чем-либо рисковать, в современном мире не так уж и много. Песня "Над Невой", несмотря на отсутствие прямых ссылок или попыток стилизации, вообще кажется продолжением на новом уровне давней советской песенной традиции посвящений Ленинграду - глубоко личных, пропитанных ощущением, что твоя судьба здесь и сейчас переплетается с большой историей.

Вообще же во всем, о чем поет Юлия, есть прозрачный намек на то, что чудеса существуют. Как бы ни мучилась героиня песни "Правда" от болезненных разочарований, подстерегающих на каждом шагу, а все-таки и ангелы для нее вполне реально существуют, если верить одноименному треку, и любовь обладает колдовской силой, преображающей мир, и красивые сны - как в "Прикосновении" - могут становиться реальностью. И даже песня "Будь Счастлив", по сути своей похоронный плач, как ни странно, действует на сознание не угнетающе, а, скорее, наоборот. Вдруг даже в пропитанном атеизмом мозгу непонятно откуда появляется твердая убежденность, что смерти на самом деле нет, что за пределами нашего земного существования есть что-то еще. Эта подборка успокаивает, убаюкивает, ненавязчиво подбадривает, хоть и не отличается особенным весельем.

С другим альбомом история несколько иная. Я бы даже назвал его полной противоположностью "Травам", потому что он более нервный, больше о потерях, чем о находках, и, главное, куда больше похож на ту "классическую" Юлию Тузову, которую мы открыли для себя лет двадцать назад. Здесь, конечно, присутствует и светлая элегия "Последний Лепесток", способная кого угодно излечить от сезонной хандры, и "Ветреное утро", такое бодрящее и полное решимости принять любые уготованные судьбой испытания... Просто образцовый пример правильного использования фольклорных мотивов - "Трип", который у кого угодно получился бы всего лишь очередным гимном активному отдыху на природе, а у Юлии как-то очень естественно превратился в колдовское заклинание лесной феи. Юлия умеет рисовать яркие утопические, райские пейзажи, но... даже в раю ее не очень-то уютно. Строчка, которую смело можно было бы вынести на обложку всего альбома в качестве эпиграфа, звучит так: "Еще не все сошли с ума!" У главной-то лирической героини всех песен еще есть нечто святое в душе и трезвый взгляд на окружающий мир, но она уже давно является, скорее, исключением из правил. А в мире идет жестокая война - такая, что написанная еще в 90-х, явно под впечатлением от двух путчей, песня "Вышли Мы На Улицу" делается потрясающе актуальной, а другая, созвучная ей - "В Андеграунде" звучит так, как не звучали боевые гимны времен перестройки, ибо настоящая борьба не на жизнь, а на смерть, только сейчас и начинается, а тогда была лишь репетиция. Все - на грани срыва, на грани риска, в режиме репортажа из осажденной крепости! При этом внешняя упаковка всех песен удивляет своей скромностью, даже минимализмом, который не мешает, впрочем, заметить, что Юлия теоретически могла бы сочинять и попсовые хиты в стиле "МузТВ" и "Русского Радио". Нетрудно себе представить, как бы песню "В Глазах", положенную опытными тружениками ди джейских пультов на примитивную ритмическую основу, спела бы какая-нибудь развеселая Елка-палка. Танцевать под это можно - и заработать на прилипчивой мелодии миллионы тоже. Но у Тузовой в акустике все то же самое превращается в пронзительное признание в любви, кажется, не кому-то конкретному, а самой жизни. В нем важно каждое слово, каждый мелкий нюанс - и отдавать такое откровение на растерзание дискотекам было бы просто оскорбительно. Точно так же, как и делать из песни "Двери Открыты" какой-нибудь зубодробительный грандж или индастриал, хотя для этого в ней есть все необходимое. Мечтать о свободе лучше с легким сердцем, не давая воли агрессии - вот что очевидно для певицы, старающейся даже самые мрачные истории рассказывать сдержанно, спокойно, почти отстраненно. Умело манипулируя подвластными ей самыми разными выразительными средствами, Юлия не забывает о главном - сохранять в себе светлое начало, быть нормальной там, где все давно уже перевернуто вверх тормашками.

Люди, способные создавать подобную музыку, вызывают жгучую зависть. Им и вправду помогают ангелы, подсказывая и оберегая от слишком поспешных решений. А потом эта музыка помогает выживать нам.

Слушать:
"Знали Травы"
"Обратно"
Заказать диск:
"Знали Травы"
"Обратно"
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006