21 Ноя 2022, 22:27 - ПОРТ ИЮЛЯ - "Знали Травы" & Юлия Тузова - &quo
(р) ПОРТ ИЮЛЯ, Бомба-Питер, 2021
(р) Выргород, 2021
Два альбома известной певицы и сочинительницы - записанные с собственной группой и сольно - вышли почти подряд друг за другом и представляют ее талант с двух разных сторон. В одном она дает волю техническим экспериментам, прячется за стеной прохладных электронных звуков, в другом доказывает, что не так уж и нуждается в электричестве, ибо с помощью одной только акустической гитары легко добивается того же самого эмоционального эффекта. Да, Юлию Тузову уже давно язык не поворачивается относить к числу "рок-бардов" в традиционном понимании этого слова, настолько она профессиональна и самостоятельна в своем творчестве. Она вольна нарушать любые жанровые границы, касаться любых тем - результат всегда будет предсказуемо отличным. Другое дело, что дорогу, которой она двигается, совсем нехоженой не назовешь - группа РАДА И ТЕРНОВНИК, например, прошла здесь еще двадцать лет назад и наследила так, что остальным вроде бы и делать уже нечего. Правда, Юлия - исполнительница с совсем другим темпераментом, с другой - чуть более агрессивной - подачей, поэтому заподозрить ее в желании вслед за кем-то что-то повторить невозможно.
Альбом "Знали Травы", как уже намекает название, содержит в себе некий фольклорный и даже языческий, мифологический подтекст, но все корневые, архаичные мотивы в нем переданы суперсовременными средствами. Заодно в ход идут прямые и косвенные цитаты из классики, прочитанной еще в детстве и понятой весьма своеобразно. Например, песня "Катерина" отсылает нас к памятной со школьной скамьи суицидальной пьесе А. Н. Островского "Гроза", из истории героини которой оказалась выкинута вся унылая бытовуха, а градус трагизма повышен до высшего предела. Получается просто потрясающая по степени взрывоопасности смесь тоски и хрупкой беззащитности. "Герой" продолжает уже сложившуюся чуть ли не в отдельное направление в русском роке традицию воспевания неких "последних героев" (КИНО, НОГУ СВЕЛО!, БИ-2 и т. п.), но продолжение скорее ироническое, трагикомическое, ибо вещей, ради которых действительно стоит чем-либо рисковать, в современном мире не так уж и много. Песня "Над Невой", несмотря на отсутствие прямых ссылок или попыток стилизации, вообще кажется продолжением на новом уровне давней советской песенной традиции посвящений Ленинграду - глубоко личных, пропитанных ощущением, что твоя судьба здесь и сейчас переплетается с большой историей.
Вообще же во всем, о чем поет Юлия, есть прозрачный намек на то, что чудеса существуют. Как бы ни мучилась героиня песни "Правда" от болезненных разочарований, подстерегающих на каждом шагу, а все-таки и ангелы для нее вполне реально существуют, если верить одноименному треку, и любовь обладает колдовской силой, преображающей мир, и красивые сны - как в "Прикосновении" - могут становиться реальностью. И даже песня "Будь Счастлив", по сути своей похоронный плач, как ни странно, действует на сознание не угнетающе, а, скорее, наоборот. Вдруг даже в пропитанном атеизмом мозгу непонятно откуда появляется твердая убежденность, что смерти на самом деле нет, что за пределами нашего земного существования есть что-то еще. Эта подборка успокаивает, убаюкивает, ненавязчиво подбадривает, хоть и не отличается особенным весельем.
С другим альбомом история несколько иная. Я бы даже назвал его полной противоположностью "Травам", потому что он более нервный, больше о потерях, чем о находках, и, главное, куда больше похож на ту "классическую" Юлию Тузову, которую мы открыли для себя лет двадцать назад. Здесь, конечно, присутствует и светлая элегия "Последний Лепесток", способная кого угодно излечить от сезонной хандры, и "Ветреное утро", такое бодрящее и полное решимости принять любые уготованные судьбой испытания... Просто образцовый пример правильного использования фольклорных мотивов - "Трип", который у кого угодно получился бы всего лишь очередным гимном активному отдыху на природе, а у Юлии как-то очень естественно превратился в колдовское заклинание лесной феи. Юлия умеет рисовать яркие утопические, райские пейзажи, но... даже в раю ее не очень-то уютно. Строчка, которую смело можно было бы вынести на обложку всего альбома в качестве эпиграфа, звучит так: "Еще не все сошли с ума!" У главной-то лирической героини всех песен еще есть нечто святое в душе и трезвый взгляд на окружающий мир, но она уже давно является, скорее, исключением из правил. А в мире идет жестокая война - такая, что написанная еще в 90-х, явно под впечатлением от двух путчей, песня "Вышли Мы На Улицу" делается потрясающе актуальной, а другая, созвучная ей - "В Андеграунде" звучит так, как не звучали боевые гимны времен перестройки, ибо настоящая борьба не на жизнь, а на смерть, только сейчас и начинается, а тогда была лишь репетиция. Все - на грани срыва, на грани риска, в режиме репортажа из осажденной крепости! При этом внешняя упаковка всех песен удивляет своей скромностью, даже минимализмом, который не мешает, впрочем, заметить, что Юлия теоретически могла бы сочинять и попсовые хиты в стиле "МузТВ" и "Русского Радио". Нетрудно себе представить, как бы песню "В Глазах", положенную опытными тружениками ди джейских пультов на примитивную ритмическую основу, спела бы какая-нибудь развеселая Елка-палка. Танцевать под это можно - и заработать на прилипчивой мелодии миллионы тоже. Но у Тузовой в акустике все то же самое превращается в пронзительное признание в любви, кажется, не кому-то конкретному, а самой жизни. В нем важно каждое слово, каждый мелкий нюанс - и отдавать такое откровение на растерзание дискотекам было бы просто оскорбительно. Точно так же, как и делать из песни "Двери Открыты" какой-нибудь зубодробительный грандж или индастриал, хотя для этого в ней есть все необходимое. Мечтать о свободе лучше с легким сердцем, не давая воли агрессии - вот что очевидно для певицы, старающейся даже самые мрачные истории рассказывать сдержанно, спокойно, почти отстраненно. Умело манипулируя подвластными ей самыми разными выразительными средствами, Юлия не забывает о главном - сохранять в себе светлое начало, быть нормальной там, где все давно уже перевернуто вверх тормашками.
Люди, способные создавать подобную музыку, вызывают жгучую зависть. Им и вправду помогают ангелы, подсказывая и оберегая от слишком поспешных решений. А потом эта музыка помогает выживать нам.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах