Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

Янка - "Стыд и Срам"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1058
Откуда: Беларусь

Сообщение 11 Окт 2022, 21:59 - Янка - "Стыд и Срам" Ответить с цитатой

(c) ГрОб-Records, 1991, 2007, 2016
(c) & (p) Выргород, 2020
9 tks./t.t. 31:55


Это посмертный альбом Янки, составленный участниками ее группы и Анной "Нюрычем" Волковой из записей 1988-1991 годов, сделанных в Иркутске, Новосибирске и Омске. Электрическое сопровождение сыграно и записано вживую. Студией тиражирования "Колокол" при Московской рок-лаборатории альбом распространялся под названием "Песни После" (с допиской первых трех песен из альбома проекта Егор и ОПИЗДЕНЕВШИЕ "Сто Лет Одиночества"), а некоторыми другими студиями - как "Ожидало Поле Ягоды" (по первой строке первого трека). В 1994 году был издан на виниле новосибирским лейблом "Золотая долина", а год спустя - на компакт-диске и кассете рижским лейблом "BSA Records". В 1999 году лейблы "Хор" и "Moroz Records" переиздали альбом на CD и кассете. В 2009 году лейбл "Выргород" выпустил альбом на компакт-диске, а в позапрошлом году - на виниле. Для последнего издания Наталья Чумакова сделала специальный мастеринг.

Материал записан в составе: Янка - стихи, музыка, гитара, вокал; Анна Волкова - вокал (в "Нюркиной Песне"); Сергей Зеленский - гитара, бас; Игорь "Джефф" Жевтун - гитара; Егор Летов - гитара, бас; Константин "Кузя Уо" Рябинов - электроорган; Аркадий Климкин - ударные.

"Стыд и Срам" можно считать продолжением альбомов "Домой!" и "Ангедония". Однако между тремя альбомами есть существенное отличие: в центр первых двух ставился антагонизм между индивидом и обществом: индивид преследуется обществом, подвергается насилию с его стороны. Однако преследование и насилие возможны со стороны не только общества, но и другого индивида. При этом в текстах Янки преследователь, совершающий насилие, не конкретизируется - не называется ни прямо, ни косвенно.

Содержание альбома "Стыд и Срам" допускает различные интерпретации. Мне ближе версия, предложенная литературоведом В. А. Гавриковым в его монографии "Песенная поэзия XX века как текст". В альбоме "Стыд и Срам" исследователь выделяет две семы (смысловые единицы) - детскость и минорность. В чем-то можно дополнить ученого, а в чем-то возразить.

Гавриков сводит детскость к обращению Янки к русским народным сказкам и играм. Не споря с автором, я, вместе с тем, конкретизирую сему детскости с помощью таких понятий как беззащитность, готовность подчиниться превосходящей силе. Ключевая фраза альбома - "А ребеночек в больнице помирает, ведь помрет" (из песни "Про Чертиков"). Быть может, помирающий ребеночек - сама Янка (или ее героиня)? А больница - метафора окружающей действительности? На реализацию семы детскости работают и отсылки к русским народным сказкам, и обилие уменьшительно-ласкательных слов, и мелодия музыкальной шкатулки, воспроизводимая после первого трека (единожды) и перед последним (дважды), и выдержанное в детском стиле изображение котейки за авторством Николая Ивановича Буданова, помещенное на лицевой стороне конверта. В рассматриваемом альбоме также находит отражение эсхатологическая тематика.

Все песни, кроме "Про Паучков", написаны в минорных тональностях. Но и мажор у Янки исполнен глубокого трагизма.

Название "Выше Ноги от Земли" отсылает к одноименной подвижной игре. Правда, в песне Янки выигравших нет - все терпят поражение на экзистенциальном уровне. За, казалось бы, детской игрой скрывается философский подтекст: мы ждем от жизни многого, но каждый получит по заслугам. Фраза "Обманули дурачка!" в рефрене звучит криком отчаяния. Фольклорное начало проявилось не только в музыке, но и в стихах, в которые, наряду с реминисценциями из русских народных сказок, органично вписывается цитата из песни Матвея Блантера/Михаила Исаковского "Катюша". Закольцованная композиция символизирует жизненный круговорот.

"Столетний Дождь" мне хочется - вслед за Дианой Арбениной - назвать сибирским романсом. В песне спокойствие и сосредоточенность сочетаются с тоской и безысходностью. Янка окружает весну символами смерти. Название содержит отсылку к маркесовскому роману "Сто лет одиночества", строчка "Над пропастью весны собрались сны" - к названию русского перевода романа Дэвида Джерома Сэленджера "Над пропастью во ржи", а образ дождя, видимо, позаимствован из песни Джоан Баэз на стихи Боба Дилана "Rain's a-Gonna Fall".

Настроение песни "На Дороге Пятак" определяют такие разрушительные чувства как горе, одиночество, отчаяние и страх. В ней заключен трагический сюжет: героиня находит некую малую ценность, возможно, пятикопеечную монету, уносит в свое убежище - лесное жилище, тщательно прячет ("Не отдам никому, закопаю в углу, положу сверху камешек за пазуху"). Но находка приносит ей только беды и в итоге гибель ("Побежали глаза по стволам, по рядам, покатилось лицо по камням, по следам"). А деревянные цветы символизируют кресты могил. По тексту разбросаны цитаты из сказки Александра Пушкина "Руслан и Людмила" и песни Александра Башлачёва "Имя Имен", автоцитата из песни Янки "На Черный День", а также, возможно, отсылка к гравюре Эдварда Мунка "Крик".

"Про Паучков" - метафора замкнутого пространства, акцентирующего невозможность преобразования окружающей действительности. А быть может, и всего общества. Апофеоз безнадежности и безысходности. Янка поет спокойно - видимо, на надрыв уже нет сил. Гитара расстроена.

"Про Чертиков" - реминисценция из "Божественной комедии" Данте. Правда, у Янки рай (райский сад) противопоставляется как аду, так и советской действительности. Лично мне хочется назвать эту песню "На Черный День II".

В "Нюркиной Песне", посвященной Анне "Нюрычу" Волковой (впоследствии ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА), отразилась тяжкая доля русской женщины, которая нисколько не озлобляется на весь белый свет, а думает о том, "как же сделать, чтоб всем было хорошо". В последнем куплете цитируется фрагмент романса Александра Варламова на стихи Семена Стромилова "Лучина" ("То Не Ветер Ветку Клонит"). Мелодия запева стилизована под русскую народную. Бытует мнение, что в основу припева положен украинский народный напев, который Янка могла слышать: ведь в Сибири проживает множество этнических украинцев. Первоначально "Нюркина Песня" в иной версии входила в альбом проекта КОММУНИЗМ "Хроника Пикирующего Бомбардировщика".

"Придет Вода" - песня-прощание, в которой Янка буквально прописала сценарий своей близкой смерти. Ощущение скорого конца передано не только обреченным голосом, но и скрежещущими гитарами. Финальный психоделический инструментальный проигрыш, очевидно, раскрывает постапокалиптическое состояние либо самой Янки, либо окружающего мира.

В "выргородских" изданиях, в отличие от всех предыдущих, проигрыши на музыкальной шкатулке выделены в самостоятельные треки под названием "Так".

Альбомы Янки "Не Положено", "Деклассированным Элементам", "Домой!", "Ангедония" и "Стыд и Срам", равно как и книга "Выше ноги от земли" образуют единый текст и позволяют составить целостное представление о Явлении с прописной буквы под названием Янка, Яна Станиславовна Дягилева.

В 2009 году один журналист, рецензируя издание записей Янки на 4 CD с позиций ортодоксального православия, назвал его "пособием по суициду". Что же, православным ортодоксам, может быть, виднее, но не все воспринимают её творчество так. Для меня Янка была, есть и навсегда останется лучшим автором и лучшей исполнительницей в русском... роке, панке, фолке - можно называть как угодно. Верю и надеюсь, что альбомы Янки выдержат еще не одно переиздание на разных носителях и будут находить своего слушателя.

Слушать альбом
Заказать CD
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006