На протяжении этой недели лично для меня число 40 приобрело магические свойства, несмотря на то, что релиз, речь о котором пойдет ниже, назван другим числительным: во-первых, ровно 40 лет назад увидел свет культовый альбом Михаила "Майка" Науменко "LV". Во-вторых, время звучания каждого варианта альбома - 40 минут с копейками. Ну а в-третьих, я сам уже 40 лет слушаю "LV". Альбом выходил и выходит на разных носителях, но градус моей любви к нему не снижается. В последний раз "LV" выпускался на компакт-дисках (в трех вариантах) и виниле 2,5 лет назад. И, хотя издания не самые свежие, они еще есть в продаже. А потому - и это в-четвертых - есть повод поговорить об альбоме-"юбиляре". Тем более что мне никогда не приходилось писать о Майке.
Осенью 1982 года в общагу Курского музыкального училища, в котором я в то время учился, прилетела 270-метровая бобина, на коробке которой авторучкой было нацарапано единственное слово: "ЗООПАРК". И - ни года записи, ни названия альбома. Тогда мы еще не знали, что это сольник Майка "LV". Качество записи было настолько скверным, что не все слова разбирались. Преобладали низкие частоты. И все же сквозь них пробивался голос, который очаровывал и заставлял к себе прислушиваться (насколько это было возможно). Девять лет спустя появилась виниловая пластинка, выпущенная фирмой "Эрио". Самой пластинки у меня не было - мне сделали с нее перезапись на кассету. Я не обращал внимания на различия версий, так как представленная на виниле казалась мне "правильной".
В 2020 году "LV" был выпущен "Отделением Выход" сначала на виниле, затем на трех компакт-дисках. На виниле впервые была издана оригинальная версия альбома. Компактовое переиздание содержит три версии альбома: первый CD - та же оригинальная, второй - переиздание версии с альтернативным сведением, третий - черновой вариант, распространявшийся в магнитиздате и не получивший широкого хождения.
К CD-версии прилагается 32-страничный буклет, шикарно оформленный, в котором обладатель издания найдет очень много интересного. В частности, главу из книги Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока", посвященную альбому, а также архивные фотографии.
Из главы читатель узнает всю необходимую информацию. Альбом был записан Игорем "Панкером" Гудковым в студии ЛГИТМиК летом 1982 года. Над материалом работали: Михаил Науменко - тексты, музыка, гитара, акустическая гитара, бас-гитара, драм-машина, вокал; Александр Храбунов - лидер-гитара; Илья Куликов - бас-гитара, бэк-вокал; Борис Гребенщиков (АКВАРИУМ) - гитара, губная гармоника, драм-машина, вокал; Юрий Харитонов (на момент записи - ВИННИ-ПУХ и ленинградская АМАЛЬГАМА) - лидер-гитара. В 1986 году Алексей Вишня (студия "Яншива Шела") сделал альтернативное сведение альбома. В таком виде он был издан в 1991 году на виниле фирмой "Эрио", а в 1994-м переиздан на CD лейблами "Отделение Выход" и "Тау-продукт". Специально для изданий 2020 года мастеринг всех трех версий альбома выполнил Евгений Гапеев.
Майка (наряду с Борисом Гребенщиковым) принято считать одним из основоположников русской рок-поэзии. При этом, создавая свои шедевры, он опирался на "Большую пятерку" поэтов мирового рока, в которую входили Марк Болан, Дэвид Боуи, Боб Дилан, Леонард Коэн и Лу Рид. Если вести речь о рассматриваемом альбоме, в музыке он опирался на Литтл Ричарда, Чака Берри и отчасти на THE ROLLING STONES.
О происхождении названия альбома написано предостаточно. Поэтому буду краток. LV - римская цифра 55, обозначающая год рождения Майка. На легендарной фотографии Андрея "Вилли" Усова он запечатлен в темных очках рядом со знаковыми буквами. А на другом фото - он же сидящий на стуле, будто застывший в воздухе. Отсюда название - "LeVitation".
"Увертюру" предваряет небольшой фрагмент пьесы "Полет Валькирий" из оперы Рихарда Вагнера "Валькирия" в исполнении Венского филармонического оркестра п/у Вильгельма Фуртвенглера (запись 1954 года). Майк приветствует воображаемых зрителей и анонсирует представления фокусника со слоном, собачек, показывающих чудеса, 12 прекраснейших дам и друга из Бобруйска. Последний появится в середине альбома. Название "Белая Ночь" ("Белое Тепло") восходит к песне VELVET UNDERGROUND "White Light/White Heat". Майк написал свои стихи под впечатлением от прогулок с Вилли Усовым во время белых ночей. Строчка "На улицах поют про новый поворот" отсылает к хиту группы МАШИНА ВРЕМЕНИ, к которой Майк относился с нескрываемой иронией. Отдельное спасибо Александру Храбунову за придуманное гитарное соло! "Лето" Майк посвятил группе КИНО. В тексте цитируются песня Виктора Цоя "Время Есть, а Денег Нет" и монолог Чацкого из пьесы Александра Грибоедова "Горе от ума", а в музыке - песня THE BEATLES "Do You Want to Know a Secret". Пришедший на запись Борис Гребенщиков ладонями извлекал из драм-машины звуки колокольчиков. Герой ритм-энд-блюза "Золотые Львы", судя по всему, не доволен жизнью. "Растафара" ("Натти Дреда") - пародия на музыку реггей и одновременно ирония Майка на тему увлечения группы АКВАРИУМ Бобом Марли и идеями растафарианства в целом. Стеб стебом, но Гребенщиков, тем не менее, сам поучаствовал в записи. "Песня Гуру" ("Гуру из Бобруйска") написана под влиянием Алеши Дмитриевича и Владимира Высоцкого. Майк стебется над Юрием Морозовым и всеми, кто рассуждает на религиозные темы, в которых мало смыслит. Если верить Борису Гребенщикову, сам Майк был атеистом. После каждой строчки Илья Куликов вставляет свои реплики, без которых песня многое проиграла бы. В финале цитируется ведическая мантра из 16 слов, получившая распространение за пределами Индии благодаря индуистской вайшнавской религиозной организации "Международное общество сознания Кришны". По окончании песни Игорь Гудков истошно кричит: "Переворачивай!" Имелось в виду окончание стороны бобины или кассеты.
Смею предположить, что "6 Утра" Майк посвятил городу Ленинграду, который очень любил. Украшение песни - великолепное гитарное соло Юрия Харитонова. "Я Не Знаю Зачем" ("Бу-Бу" или "Песня Для Свина") - великолепная стилизация панк-рока... над которым Майк, если верить биографам и очевидцам, любил приколоться. Впоследствии Андрей "Свин" Панов чуть изменил текст и исполнял песню под другим названием - "Надристать". "21-й Дубль" - это, по сути, адаптация текста песни Леонарда Коэна "Dress Rehearsal Rag". Майк не только полностью передал настроение первоисточника, но и наполнил коэновские строки собственным колоритом. "Время Вперед" ("Молодежная Философская") - чистейшей воды стебалово - никакой философии здесь нет. Первое название песне подарила оптимистическая кинодрама Софии Милькиной, Антона Швейцера и Валентина Катаева или строчка Владимира Маяковского. "Завтра Меня Здесь Не Будет" обращена к песне Боба Дилана "Slow Train Coming". Песню предваряют объявление диктора на немецком языке и звук поезда, найденные на одной из грампластинок. "Сегодня Ночью" - еще одна стилизация под панк, на сей раз восходящая к песне Игги Попа и Дэвида Боуи "Tonight". И снова Майку подпел Борис Гребенщиков, который попадал точь-в-точь мимо нот. Завершает альбом реплика Игоря Гудкова "Ставь по новой!"
Я однозначно отдаю предпочтение оригиналу, который отличается от черновика разве что сведением. По-моему, альбом должен звучать именно так - с музыкой Вагнера и репликами Панкера. А вот мастеринг Алексея Вишни мне нравится гораздо меньше. Алексей похерил реплики, фрагмент из "Полета Валькирий" и сократил некоторые песни. Зато зачем-то вставил в четыре трека фрагменты фонограмм, на которых звучит оркестр русских народных инструментов, некоторые в ускоренном воспроизведении, в финале - в постепенном замедлении. Если это был эксперимент, то неудачный. А русские народные инструменты, на мой субъективный взгляд, сюда не вписываются никак.
И все-таки я рад, что издание альбома Майка "LV" в трех существующих вариантах состоялось. Выбирайте, слушайте, предпочитайте, знакомьтесь, читайте, изучайте. Все-таки этот альбом (и представляемое издание) - неотъемлемая часть нашей истории. А для многих - быть может, лучшая часть жизни.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах