(c) Вадим Макашенец, 2021
(c) Мария Макашенец, 2021
(c) М., "Издательские решения", 2021
(p) М., "Ridero", 2021
230 с.
Эта книга вышла в прошлом году к 30-летию культовой барнаульской группы ТЕПЛАЯ ТРАССА. Хотя могла появиться и в нынешнем, к 55-летию ее основателя Вадима Макашенца - поэта, художника, журналиста, сотрудничавшего с сибирско-дальневосточным движением "Рок-периферия", на базе которого выходили журнал "Периферийная нервная система" и газета "Фанся цямба" ("Бросай оружие").
Книга имеет четкую структуру и позволяет проследить творческий путь Вадима Макашенца и ТЕПЛОЙ ТРАССЫ. Материалы в ней расположены в хронологической последовательности.
Первый раздел - "Автобиография", написанная Вадимом Макашенцем в феврале 2021 года специально для этой книги. Я остановлюсь лишь на первоисточниках, повлиявших на внутренний мир автора: наряду с мировой и отечественной культурой, это Владимир Высоцкий, Александр Башлачев, группы ВОСКРЕСЕНИЕ, АКВАРИУМ и КИНО, отдельные представители сибирской волны - Егор Летов, Янка и Роман Неумоев, а также Жанна Бичевская и иеромонах отец Роман.
Во второй раздел вошли стихи, созданные в до-"теплотрассовский" период, с 1987 по 1990 годы. Некоторые стихотворения публиковались в местной прессе и помещены в книгу в виде вырезок из газет. Особенно выделю лишь несколько.
С 1985 по 1987 годы Вадим Макашенец служил в армии в Москве - городе, который он полюбил как родной Барнаул. Армия стала для Вадима переломным этапом жизни. Свое мироощущение начинающий поэт раскрыл в философском стихотворении "Бывает, что не веришь, но все ждешь". В другом стихотворении - "Когда земля одевается в белое..." Макашенец исчерпывающе выказал свое отношение к богу. "Ты стоишь у окна, задавая свой вечный вопрос..." и "И будет ночь..." могли бы составить дилогию: оба стихотворения посвящены Александру Башлачеву. Автор цитирует песни СашБаша "Посошок" и "Все от Винта!" Позже интертекстуальность станет одной из характерных черт творчества поэта.
Рисунки Вадима Макашенца относятся к концу 80-х - началу 90-х годов. Кто-то отнесет его живопись к сюрреализму, кто-то назовет абстракционизмом. По словам самого автора, рисуя авторучкой, он просто фиксировал свои мысли. При этом часто обращался к образу Святой Троицы. Работая на барнаульском заводе "Трансмаш" оператором копировально-множительной техники, с помощью ксерокса создал несколько автопортретов, которые читатель также найдет в книге.
В издание включены 78 песенных текстов, написанных в период с 1990 по 2018 годы, которые автор посчитал лучшими: "Зачем Человеку Крылья" и "Скрип", "Не Успеть" и "От Первого Крика", "Коридор" (памяти Янки) и "Трасса" (памяти Егора Летова), "Свят, Господи" и "Отче Наш", "Воскресение" и "Цепь от Велика"... И еще много песен. Данный период отличается зрелостью и совершенством. Автор часто обращается к "чужому слову", его тексты перенасыщены точными, приблизительными и видоизмененными цитатами, аллюзиями, реминисценциями и отсылками. Массив источников интертекстов впечатляет своей широтой. В песне "Победители" смыслообразующую роль играет знаменитая цитата из книги Александра Суворова "Наука побеждать": "Победителей не судят". Припев песни "Каждому Свое" отсылает к кинодраме Георгия Николаенко и Александра Беляева "Шел четвертый год войны". А в песне "От Первого Крика" цитируется название романа Юлиана Семенова "Приказано выжить". Текст песни "Я Пустил по Кругу" обращен к стихотворению Владимира Киршона "Я спросил у ясеня...", ставшему знаменитым благодаря композитору Микаэлу Таривердиеву и телефильму "Ирония судьбы, или С легким паром!" Песня "Последние Времена" начинается строчкой "А напоследок я скажу..." из стихотворения Беллы Ахмадулиной "Прощание". В "Простой Жизни" цитируются "Надежды Маленький Оркестрик" Булата Окуджавы и "Осенняя Мелодия" Юрия Саульского на стихи Леонида Завальнюка. А в "Игрушках" - строки из песни Юрия Чичкова на стихи Константина Ибряева "Из Чего Же?" Припев песни Владимира Высоцкого "Парус" послужил основой для текстов песен Вадима Макашенца "Парус" и "Каюсь". Хотя "Каюсь" можно воспринимать и как переработку "Паруса". "Этот Мир" представляет собой стилизацию текста одноименной песни Александра Зацепина/Леонида Дербенева из кинофильма "Женщина, которая поет", а "Товарищ Вечность" - титульной песни Игоря Шамо/Роберта Рождественского из многосерийного телефильма "Как закалялась сталь"... По многим песням и стихотворениям разбросаны библейские цитаты и отсылки. Следует отметить, что этот раздел наряду с песнями содержит стихи, которые в аудиозаписях Вадим Макашенец читает под музыку. Таковы "Солнце встает", "Трое", "Барнаул", "Моя Москва", "Всё как есть", "Враги любви"... Если сравнивать напечатанный и звучащий варианты некоторых текстов, можно заметить, что они подвергались авторской правке. Так, в песне "Про Судьбу" "хуйня" заменена на "фигню", а "вашу мать..." - на "нашу".
Стихи, сочиненные в 2018-2020 годах, в большинстве своем представляют собой экспромты "на случай" и отличаются лаконичностью. Трудно представить, чтобы стихотворение под названием "Пандемия шизофрении..." было написано в другое время. Зато название "Ой, туманы мои, растуманы..." восходит к советской песенной классике.
Дополнение к текстам включает 4 интервью, которые Вадим Макашенец посчитал актуальными на начало 2020-х годов. Особый интерес представляет "Интервью с интернет-сообщества «Рок православия»" (так в книге), в котором автор подробно комментирует содержание песни "Цепь от Велика". А материал "ТЕПЛАЯ ТРАССА. Манифест солнца" полностью построен на библейских цитатах.
Я всецело разделяю нелюбовь Вадима Макашенца к марксистско-ленинской идеологии. В то же время у меня вызывают возражение его слова из упомянутого интервью: "Неверие - это отклонение (кстати, слово "грех" значит - промах) от нормы, это болезнь - души, ума, психики - всего внутреннего мира человека, раненого, изуродованного - как правило, в детстве..." Уж слишком категорично и безапелляционно. А по-моему, у каждого должен быть выбор, верить или не верить.
Возрастное ограничение книги - "18+". Имело ли смысл "замазывать" отточиями не только матерные слова, но и грубые выражения типа "засранец"? И, конечно, правильно "друг к другу", а не "к друг другу".
Представляемое издание открывает читателю Вадима Макашенца как творческую индивидуальность. Талантливый человек талантлив во всем. Быть может, кто-нибудь, не слышавший ТЕПЛУЮ ТРАССУ, почитав песенные тексты, захочет ознакомиться и с самими песнями.
Презентуя книгу в Москве в магазине "Дом культуры" 27 сентября 2021 года, Вадим Макашенец оговорился, что в нее вошла приблизительно лишь треть текстов, и пообещал, что продолжение воспоследует. Лично я буду рад второй части. Также хотелось бы, чтобы в предполагаемую следующую книгу (или книги) вошли статьи и интервью, прежде публиковавшиеся не только в Интернете, но и в самиздате. Они позволят проследить мировоззренческую эволюцию автора.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах