После того, как альбом "Итог - Революция" разошелся среди посвященных, СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ со второй половины 1993 года до конца 1996-го испекли еще с десяточек блинчиков, отыскать которые можно на просторах Интернета.
На протяжении всего существования состав формейшена менялся - кто-то уходил, кто-то возвращался, кто-то приходил и вновь уходил... Нередко к работе над альбомами привлекались участники дружественных групп. Этой записи предшествовали поездка СЕ в Актюбинск и знакомство с тамошней панк-сценой. В результате актюбинцы были приглашены на сессию.
Над альбомом работали: Борис Усов - тексты, голос; Арина Строганова (также УТРО НАД ВАВИЛОНОМ, впоследствии ОБЕЗЬЯНА ЗИМОЙ) - голос; Алексей "Экзич" Слёзов (также ЛИСИЧКИН ХЛЕБ, БАНДА ЧЕТЫРЕХ, ОГОНЬ, ОЖОГ, РЕГИОН-77, Сантим и ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ, ЭКЗИЧ ПРОДЖЕКТ и др., ныне - МЕХ МАМОНТА) - гитара; Борис "Борян" Покидько (также ЛИСИЧКИН ХЛЕБ) - бас, ударные; Марципан (ДЕТИ ГЕББЕЛЬСА) - бас; Ермен Анти (экс-ВИА БРИГАДЕН ХОЙ, на момент записи АДАПТАЦИЯ, БЕЛКАНОВ-БЭНД, ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ и МРАКОБЕСЫ ВЕСНЫ) - ударные. К двум песням ("Поезд Актюбинск - Москва" и "Ганс Чампурсин") музыку сочинил Экзич, ко всем остальным - Арина Строганова. А рисунок на обложке принадлежит Борису Усову (Белокурову).
Остров-крепость - это Коньково, район Москвы, в котором жил и чувствовал себя наиболее комфортно лидер СЕ. В поэтической составляющей легко прослеживаются сибирские влияния... и не только. Голос Бориса Усова слышен гораздо лучше, чем на "Итоге - Революции", слова вполне разбираемы. Все же к CD прилагается 32-хстраничный буклет с текстами песен. В музыкальной составляющей кое-где обозначилась мелодичность. Материал зафиксирован в студиях "Лунокот-Рекордс", "Ада Records" и "КММ Records" и отмастерен Евгением Гапеевым.
Мне кажется, первую песню альбома правильнее было бы назвать не "Япония", а "Токио". Столицу страны восходящего солнца Борис Усов изобразил неприветливой и бездушной. В этом городе идут дожди, работают предприятия, а люди страдают от одиночества. Фразы о человеке с кошкой отсылают к известной песне Федора Чистякова, автор также намекает на группу ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ и упоминает название песни Романа Неумоева "Погляди на Небо". А в последнем куплете задается вопросом, что такое счастье. Телеграфист из одноименной песни - человек веселый, жизнерадостный и добрый. Он ненавидит свою страну, но готов ей помочь в трудную минуту. А своим жизненным девизом провозглашает "Драйв. Рай. Счастье - любовь!" Усовские строки содержат отсылки к роману братьев Стругацких "Град обреченный" и песне Мирослава Немирова и Романа Неумоева "Посвящение А. Крученых".
"Остров-Крепость" в контексте песни - развернутая метафора лирического героя, возможно, самого автора, который наблюдает за происходящим и обособляется от окружающих. Борис Усов вспоминает октябрьские события 1993 года - расформирование Борисом Ельциным Верховного Совета РФ. Но ни к одной из противоборствующих сторон не испытывает симпатии. И снова в тексте находим реминисценции - на сей раз из исторического кинодетектива Оливера Стоуна "Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе" и к песне "Все Пройдет" - скорее Романа Неумоева, нежели Максима Дунаевского/Леонида Дербенева. "Песня Против Сна" строится по контрастному принципу: запев - стилизация колыбельной. Припев обращен к немецкой народной сказке "Рапунцель", записанной братьями Гримм. Герой песни пытается разбудить длинноволосую девушку, заточенную в средневековый замок... "Родина-Сеть" намекает на еще одну песню Романа Неумоева - "Родина - Смерть". Лидер СЕ исчерпывающе выказал свое отношение к нарождающемуся Интернету. В "Маме Для Мамонтенка" во всей полноте проявился патриотизм Бориса Усова. "Враг Своего Народа" - монолог от лица человека, поставившего себя вне общества, частью которого он, тем не менее, является. В стихи органично вписывается реминисценция из фантастического романа Андрея Лазарчука и Михаила Успенского "Посмотри в глаза чудовищ". "Поезд Актюбинск - Москва" - песня, в которой документально зафиксировано установление контактов СЕ с легендарными казахстанскими музыкантами. Ганс Чампурсин из одноименной песни - тайский слон, который оказался в Берлине и был вынужден работать в цирке. Лирический герой, который его спас, будучи европейцем, тем не менее, не в восторге от европейской цивилизации. Благодаря Гансу Чампурсину он уходит из дома и становится террористом...
Песня "Крест на Доверии" проникнута безграничным оптимизмом и жизнелюбием. Стихи Бориса Усова отсылают к кинофильму Хосе Джованни "Двое в городе" и песням Егора Летова и Константина Кинчева под названием "Умереть Молодым". Лирический герой песни "Счастье" находит ответ на вопрос, поставленный в самом начале альбома. Он звучит ставшей афористической фразой Гены Шестопалова из кинофильма "Доживем до понедельника". Но в усовской интерпретации понятие счастья наполняется противоположным смыслом: "Счастье - это когда тебя понимают, выходят на улицу с автоматом и убивают..." В стихах появляются хмуро глядящие с фотографий диктаторы - Энвер Ходжа, Пол Пот и Пиночет. А довершают картину свиньи и динозавр, бегущий по волнам.
Издание дополняют песни, не вошедшие ни в один альбом СЕ, выходившие одиночными синглами.
"Геральдический Лев" и "Весна в Сиаме" могли бы составить дилогию: обе строятся на оппозиции Советского Союза и постсоветской России. В первой слышна острая ностальгия по СССР - стране, где могла быть "симметрия рая". Гипотетически - могла быть. Но в реальности ее, увы, не оказалось. Во второй происходит бегство из империи зла. Строчка из песни Эдуарда Колмановского/Константина Ваншенкина "Я Люблю Тебя, Жизнь!" "Что само по себе и не ново", инкрустированная в усовский текст, наполняется противоположным настроением.
В "Мертвых Пчелах" Борис Усов предрекает гибель классу ненавистной ему буржуазии. В песне "Каштаны" размышляет о стране, вновь вспоминает события октября 1993 года и подмечает кажущееся и временное улучшение перед окончательным обрушением последующих трех лет. А в финале обращается к кантианскому учению о свободе личности. "Белая Олениха" - философская рефлексия на тему добра и зла. Носителем добра выступает добрый зверь, а источниками зла - люди, которые "хуже козлов". Во многом с автором хочется согласиться. В последнем куплете цитируется стихотворение Михаила Лермонтова "Выхожу один я на дорогу".
"Остров-Крепость" стал переломным, я бы сказал, этапным альбомом в творчестве СЕ. Сужу об этом, не только переслушав, но и тщательно изучив всю доступную в Интернете дискографию формейшена и других проектов Бориса Усова. А альбом настоятельно рекомендую в первую очередь фанатам СОЛОМЕННЫХ ЕНОТОВ.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах