Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ - "Печерский Венок" & "Слава Любви"; Роман Неумоев - "Щёточки"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1058
Откуда: Беларусь

Сообщение 26 Дек 2020, 20:37 - ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ - "Печерский Венок" & Ответить с цитатой

(c) ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, 2002
(p) Bull Terrier Records, 2018
13 tks./T.t. 54:15
(c) ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, 2004
(p) Bull Terrier Records, 2018
11 tks./T.t. 47:11
(p) Bull Terrier Records, 2018
14 tks./T.t. 33:31


Альбомы "Печерский Венок" и "Слава Любви" продаются как порознь, так и вместе. Если купить комплект за 1000 р., к нему прилагается CD Романа Неумоева "Щёточки". Издание показалось мне настолько интересным, что захотелось рассмотреть как две основные его части, так и дополнительную.

В годы записи альбомов "Печерский Венок" и "Слава Любви" Роман "Ромыч" Неумоев жил в Псково-Печерском монастыре. К этому времени в сознании лидера произошла переоценка ценностей, что, в свою очередь, сказалось и на его творчестве. К романсу Роман Неумоев впервые обратился в 1994 году: включил в альбом "Религия Сердца" посвящение Янке Дягилевой "Верба". А в конце 90-х попробовал себя в блюзе. К слову, в этом стиле можно услышать и "Вербу" (на одной из любительских записей).

В нулевые годы Роман Неумоев сотрудничал с Василием Фетисовым - печорским звукорежиссером, аранжировщиком и мультиинструменталистом. В 2002 году "Печерский Венок" создавался ими вдвоем: Роман - вокал, гитара; Василий - синтезатор, барабаны. Пять лет спустя тандем запишет альбом "Солнечный Крест", который пополнит сольную дискографию Неумоева.

В "Венок" вошли песни на стихи разных поэтов: Анны Макаровой (чье фото украшает обложку), Юрия Виноградова, Артура Струкова (экс-КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) и самого Романа Неумоева. Вероятно, поэтому альбом воспринимается скорее как сборник. Хотя общее настроение улавливается. Две трети песен написано на стихи Анны Макаровой - человека воцерковленного и, если верить информации в соцсетях, близкой подруги Романа Неумоева. Ее поэзию можно охарактеризовать с помощью двух существительных: "солнечность" и "музыкальность".

"Незабудки и Лилии" - монолог, обращенный к любимому человеку. С одной стороны, лирический герой готов к самопожертвованию, с другой - эмоционально сдержан и строг. Зато в романсе "Я Помню Дни" о расставании с любимой Роман Неумоев дает волю чувствам. Некоторые стихи Анны Макаровой отличаются созерцательностью. Таковы "Удавы", "Кометы" и "Самоцвет". "Вальс Цветов" отсылает к одноименному фрагменту из балета Петра Чайковского "Щелкунчик". Правда, музыка Неумоева скорее напоминает вальсы советских композиторов для эстрадного оркестра, а текст Макаровой посвящен искусству как таковому. Когда слушаешь "Ленинград", невольно предполагаешь, что Анна Макарова - коренная жительница города на Неве. Очень красивый блюз под аккомпанемент двух акустических гитар, одна из которых выдерживает ритм, другая - солирует на протяжении всей песни. А "Всадник" - не отсылка ли к шестой главе Откровения Иоанна Богослова? "Уснула" - гимн Успению Пресвятой Богородицы. "Весна" искрится радостью и светом. Строки Юрия Виноградова тематически и настроенчески перекликаются со знаменитым стихотворением Алексея Плещеева ("Травка зеленеет, солнышко блестит..."), которое, наверное, каждый помнит еще со школьной скамьи. Проигрыш украшен женскими подпевками (имена бэк-вокалисток в выходных данных не обозначены).

Меланхоличный "Блюз Забытой Любви" Роман Неумоев написал в соавторстве с А. Фетисовым (быть может, это опечатка - не А., а В.?). "Побег" - единственная вещь, стихи и музыка которой написаны самим Неумоевым. В данном случае побег - развернутая метафора: наше стремление изменить жизнь к лучшему вполне естественно и закономерно. Финальная точка альбома - рок-н-ролл "Christ is Risen". Музыка и стихи Романа Неумоева, англоязычный куплет написан Артуром Струковым. Это песня о Воскресении Христовом и о чистой любви, свободной от греховной страсти.

"Слава Любви" - полноценный электрический альбом, записанный в 2004 году. Над материалом работали: Роман Неумоев - ритм-гитара (полуакустика), лидер-гитара, губная гармошка, вокал; Антон Артамонов - лидер-гитара; Николай Омельченко - ритм-гитара; Дмитрий Бибиков - бас; Александр Грушнёв - барабаны; Василий Фетисов - звук. Первоначально альбом распространялся на CD-R самими участниками ИПВ, а в 2007 вышла его интернет-версия.

Примерно треть песен альбома написана на стихи тюменского поэта, историка, политолога и философа Владимира Богомякова, автор остальных - сам Роман Неумоев. Альбом строится на оппозиции профанного и сакрального понимания любви: в первом случае любовь связывается со страстями, во втором - с богом. Изображенная на обложке летящая птица также символизирует любовь в разных мифологиях. В отличие от "Печерского Венка", в этом альбоме господствуют блюз и ритм-энд-блюз.

Поэзия Владимира Богомякова часто метафизична, а потому весьма сложна для понимания. Комментируя свои "Стихи Ни о Чем", он пишет: "В Боге Будь. Понимать их не надо". А действительно, все ли стихи обязательно понимать? Их можно просто воспринимать, читая или слушая, и наслаждаться красотой. "Аддис-Абеба" и "Аддис-Абеба 2" - одна и та же песня в двух версиях: первая - утяжеленный ритм-энд-блюз, вторая - приджазованная с маршевым квази-оркестровым вступлением. В обоих версиях слово становится музыкой. Все же иногда поэт слегка лукавит: в "Стихах Ни о Чем" высказана мысль о том, что любовь не всегда бывает взаимной. А в "Сумеречном Крае" (еще один красивый блюз!) автор задумывается о смысле жизни.

Стихи Романа Неумоева, как мне кажется, по своему художественному уровню не уступают богомяковским. В песне "Ригли Сперминт" автор проводит своего рода филологическое исследование: в названии американской жвачки ему слышатся и "мент", и "винт" (наркотик с гидрохлорид-метамфетамином), и "малофья" (сперма)... Для Неумоева "Ригли сперминт" - это еще и олицетворение бездуховной массовой культуры, которую он люто ненавидит. "Снова Мир..." - программное заявление: окружающий нас мир погряз во грехе, и спасти его может только Господь Бог.

"Кто Убил Янку?" Этим вопросом Роман Неумоев задается в одноименной песне. Егор Летов в тексте не упоминается ни разу, но определенно угадывается. Автор пытается разобраться в причинах убийства: то ли друг Янки ей завидовал, то ли ополоумел, то ли бес в него вселился... Из припева родилось название альбома:

Вновь этот мир стонет от крови.
Слава любви! Слава героям!
Вновь этот мир тонет в крови.
Слава героям! Слава любви!


Песня "Я Умираю" не вписывается в концепцию альбома, выглядит в нем инородным телом. Увы, как это банально ни прозвучит, от жизни может вылечить только смерть. Алкоголь и лекарства создают лишь иллюзию исцеления.

"Заря Вечерняя" - блюз-воспоминание. Герой (или сам автор?) несколько раз на повышенном эмоциональном уровне говорит о произошедшем с ним событии, которое в песне напрямую не называется, но имеет в его жизни большое значение. Странно, почему Роман Неумоев вместо "однажды" отчетливо произносит "однажду". Это особенность говора в том или ином регионе? Отдельное спасибо Антону Артамонову за гитарное соло в проигрыше! "Очарованный Странник" - рефлексия на тему одноименной повести Николая Лескова.

Если прослушать дискографию ИПВ, можно выделить песни о России, которые объединяются в условный цикл: "Северная Страна" в соавторстве с Юрием Орловым и Кириллом Рыбьяковым ("Конфронтация в Москве", 1988), "Любимая, Не Плачь" ("Армия Белого Света", 1992), практически весь альбом "Религия Сердца" (1994)... В этот цикл вписывается и песня "Над Россией Ветра". Роман Неумоев любит свою родную страну такой, как она есть. В стихах обнаруживается перекличка с книгой Юрия Мамлеева "Россия Вечная". Хотя, возможно, это всего лишь совпадение.

"Щёточки" - акустический сольник Романа Неумоева, записанный в 1999 году Алексеем Марковым на квартире у московского музыканта, поэта, автора и исполнителя собственных песен Павла "Клеща" Клищенко. Последний также участвовал в записи: подпевал и играл на акустической гитаре.

В 70-е годы в Советском Союзе широкой популярностью пользовался шансон, представленный такими именами, как Константин Беляев, Виталий Крестовский (группа КРЕСТНЫЕ ОТЦЫ), Аркадий Северный, братья Жемчужные и др. Не обошло стороной это увлечение и лидера ИПВ.

На внутренней стороне диджипака можно разобрать надпись: "Не для продажи!": CD, на котором записаны чужие песни в исполнении Романа Неумоева, распространяется в качестве сувенира, т.е. некоммерческим способом, а, стало быть, авторские права не нарушаются. Другое дело - в выходных данных к диску авторство песен не указано. Приведу текст издательской аннотации (пунктуация сохранена): "Есть так называемый "золотой шансон" или "золотая коллекция шансона". Её не надо путать с тем убожеством, что звучит обычно из динамиков магнитол автомобилей такси и по радио. В этой "золотой серии" совсем не так много имён. Аркадий Северный, Владимир Высоцкий... По мнению Романа Неумоева этот список не был бы полным, если туда не включить вот именно эти, записанные в исполнении лидера ИПВ, песни авторов российского (советского) шансона! Это несравненные Константин Беляев и Виталий Крестовский. Именно их произведения вдохновили Ромыча Неумоева на исполнение своих версий, сочинённых в далёких 70-х годах прошедшего века, и спеты Романом заново, уже в веке нынешнем!" Если лидер ИПВ действительно высказывался о "неполном списке" без записей этих песен в его, Романа Неумоева, исполнении, смерть от скромности ему явно не грозит. Но перейдем к самому диску.

У меня по прослушивании "Щёточек" возникло ощущение спонтанности и кустарности: вот собрались Роман Неумоев, Павел Клищенко и Алексей Марков и сбацали всё на скорую руку. Роман пел песни, полагаясь на собственную память: мелодии воспроизводил весьма и весьма приблизительно, часто менял ритм, из текстов выпускал большие куски, запинался, ошибался, лажал... Предлагаю читателю пройтись по песням, составившим эту любительскую запись.

История приписывает создание песни "Щёточки" одесситу Ефиму Дорфману, более известному как Фима-почтальон. Она входила в репертуар многих исполнителей, в том числе и Виталия Крестовского. Роман Неумоев исполняет по куплету на идише и русском языке. В результате содержание выхолащивается - мы не узнаем, чем заканчивается история. И еще несколько песен Крестовского: "Сексуальный Штопор" перепет в измененном ритме. "Рахиля" и "В Каморке Папы Карло" почти не пострадали.

В репертуар Романа Неумоева перекочевали три песни Константина Беляева: "Чудный Лес под Солнцем Зреет" (текст Беляева положен на мелодию песни Бориса Потёмкина "Наш Сосед"), "Берчикин Сандал" (в трек-листе ошибочно написано "сандаль") и "Вклад Ассенизатора в Народное Хозяйство". Роман Неумоев воспроизводит лишь небольшие части текста.

Песня "Про Кольку Ширмача" (почему в трек-листе "Про Костю Ширмача"?) существует во множестве вариантов. Роман Неумоев ориентируется на исполнение Дины Верни. "Окурочек" Юза Алешковского по-разному исполняли, в частности, Владимир Высоцкий и Александр Гулько. Неумоевскую интерпретацию назвать удачной я никак не могу.

Нашлось здесь место и городскому фольклору: еврейская "Песня про Зяму", одесские "Мурка" и "Жил в Одессе Парень" (другое название - "Серебрится Серенький Дымок") с цитатами из "Что Такое Осень?" Юрия Шевчука, народная песня "Ванинский Порт" (к слову, фрагмент нотного текста последней помещен под прозрачным дискодержателем).

Финальный трек ошибочно назван "Возле Тихой Речки" - по первой строчке. На самом деле это знаменитая "Ивушка" Григория Пономаренко на стихи Василия Алфёрова из репертуара Людмилы Зыкиной, в которой Роман Неумоев также умудрился изменить ритм.

"Печерский Венок" и "Славу Любви" я отношу к лучшим альбомам ИПВ и с музыкальной, и с поэтической, и с исполнительской точки зрения. А вот "Щёточки" воспринимаю всего лишь как эпизод из биографии лидера некогда легендарной группы. Правда, и от данного CD может быть польза: кто-нибудь, услышав эти песни в интерпретации Романа Неумоева, захочет обратиться к первоисточникам. А потому всем поклонникам ИПВ настоятельно рекомендую этот комплект. Ведь, повторюсь, диск Романа Неумоева прилагается к нему бесплатно.

Заказать CD
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006