Пока я собирался написать об этом альбоме, группа успела выпустить в соцсети свежую песню "Заебали" и одноименный клип к ней, выразив все негативные эмоции, накопившиеся у нормальных людей в связи с событиями последних месяцев. Плюс к тому Макс Покровский дал целый ряд интервью, в которых четко разъяснил свою гражданскую позицию, после чего стало понятно: а пацанчик-то окончательно повзрослел и на 53-м году жизни превратился наконец-то в Максима Сергеевича. В том смысле, что теперь безобидная клоунада, песенки по мотивам школьных анекдотов и прочие атрибуты стеб-рока 90-х в его творчестве перестали восприниматься как нечто первоочередное. На первый же план выходит нечто, раньше никем почти не замеченное - трагическое восприятие бытия, лишь замаскированное под смех сквозь слезы. Хотя временами кажется, будто Покровский именно сейчас стал настоящим панком, а тридцать лет тому назад только притворялся им.
Само название альбома и заглавной его композиции - это хлесткий протестный лозунг, вызывающий очень сложные ассоциации, причем вовсе не только с древним советским мультфильмом про бодливого козлика. С одной стороны, сразу вспоминается автобиографический роман Александра Солженицына "Бодался теленок с дубом", в котором писатель рассказал историю своего превращения в диссидента. (Правда, представить себе Покровского, читающего Александра Исаевича, почему-то сложно!) С другой стороны всплывает из небытия хит "Я Люблю Кататься", исполненный группой ТАЙМ-АУТ в один из самых депрессивных моментов, когда казалось бы ничто не может пробудить в наших соотечественниках хоть что-то похожее на оптимизм. Каким же парадоксальным умом надо обладать для того, чтобы в одном произведении совместить два настолько несовместимых влияния! И каким нахалом надо быть, чтобы свой отчаянный крик уязвленного мужского самолюбия положить на мелодию, подозрительно напоминающую композицию BOOMFUNK MC's "Freestyler"! Причем все ингредиенты пригнаны друг к другу настолько плотно, что упрекать Макса в эклектике и плагиате язык не поворачивается.
Именно так и должен выглядеть протестный манифест 2020 года - когда ни от романтических "шестидесятнических" иллюзий, ни от революционных перемен, ни от постперестроечной вольницы, ни даже от благостного гламура нулевых не осталось и следа. Но жить-то хочется, ребята!
В своих музыкальных вкусах группа остается верной уже сложившимся традициям. Не забыта даже "Хару Мамбуру", которой в прошлом году исполнилось, страшно сказать, целая четверть века. Композиции, когда-то открывшей для НОГУ СВЕЛО! путь на радиостанции, на волнах которых и нынче русским духом не пахнет, в альбоме посвящен роскошный ремейк "Карамба Мамба". Не обошлось и без англоязычных штучек типа "Фола" ("We All Fall") или "Секси", звучащих сейчас особенно вызывающе именно потому, что космополитизм в творчестве совсем не моден и свою открытость для всего остального мира демонстрировать как-то не прилично. Как минимум в одном Покровский добился несомненного успеха на западном фронте - высокого технического уровня исполнения, невозможного в начале 90-х. Соседство попсовой танцевальной электроники с жесткими гитарными риффами сделалось настолько органичным, что за этим всем уже не всегда видишь иронию. Зато очень очевидно сходство с некоторыми актуальными в Европе образцами дискотечной поп-музыки.
"Эротические Сны" - песня, которая, в принципе, могла бы появиться и в альбоме "Сибирская Любовь", и в концептуальном двойнике "Счастлива, Потому Что Беременна", где подобные мотивы, доведенные до гротеска, были едва ли не ведущими. Разве что рэповая вставка в финале от группы 25/17 безжалостно ломает сложившееся благостное настроение и возвращает нас в реальность из мира грез. Это похоже на внутренний голос лирического героя, наивно думающего, что миром правит любовь, а не какие-то темные силы. Но этот монолог как будто только укрепляет его веру в лучшее, делает тверже и решительнее.
В песне "Самурай" группа обращается к восточной экзотике - далеко не в первый раз, кстати сказать. Уже имела место трогательно-лирическая баллада "Из Алма-Аты", герой которой готов был лететь к любимой хоть на край света, а также воинственный гимн "Идем на Восток", несколько поверхностно иллюстрировавший акунинский "Турецкий гамбит". Новое обращение к излюбленной теме как раз и является одним из признаков того "взросления", которое мы увидели в более поздних песнях текущего года. Здесь уже важна не география, а философия - а вернее, самурайская этика, поклонником которой оказывается лирический герой. Он уже не в первый раз оказывается на празднике, где чувствует себя чужим - была же когда-то у группы и песня "День Рождения" с очень похожим сюжетом. Однако тогдашняя истерика и угрозы суицидом выглядели капризом маленького, всеми недолюбленного ребенка. Сейчас же желание сделать харакири на глазах у торжествующих врагов - это осознанный выбор, это план мести всем и сразу.
Вот вам и самая удивительная и в чем-то даже страшная метаморфоза клоуна, уставшего всех нас смешить. Но кто бы мог представить еще лет пять назад Покровского, в которого вдруг вселяются все "летовские" бесы? Кажется, музыкант сам от себя не ждал такого экстремизма и в некоторых песнях пытается его перебороть - но тщетно. В "Самолетах - Поездах" с обманчиво красивой мелодией, настраивающей на романтическую волну, спорит вдруг вырывающееся наружу желание упасть с высоты и разбиться. Героиня "Падших Ангелов" - звезда шоу-бизнеса, изображающая на экране раскованность и беззаботность, в реальной жизни фатально несчастлива и обречена на гибель. (Причем мы, кажется, знаем, о ком именно идет речь - Макса и Жанну Фриске связывала многолетняя дружба, начавшаяся еще во время совместного участия в одном из сезонов "Последнего героя"). И совсем уже издевательски выглядит "Лето в Нашем Гетто", стилизованное под пляжно-курортный попс "титомировской эры" - эдакие ОТПЕТЫЕ МОШЕННИКИ, вывернутые наизнанку. С одной стороны, пляска под лихой рэп, с другой - смутные предчувствия, что откуда-то уже незаметно подкрадывается непоправимая беда.
"Хурма-Шаурма", присутствующая в альбоме сразу в двух вариантах, уже год назад, когда мир еще не собирался меняться до неузнаваемости, могла бы показаться рудиментом из нулевых. Под нее хорошо было бы станцевать брейк-данс гастарбайтерам с какой-нибудь из столичных строек, если не настоящим, то пародийным, из популярного когда-то шоу "Наша Russia". Но нет уже ни тех глуповатых персонажей, вызывавших у страны гомерический смех, ни той самодовольной Москвы - царства Лужкова-заде, ни нас самих, так комфортно себя чувствовавших в тепличных условиях искусственно созданной "стабильности".
Таким образом группа НОГУ СВЕЛО! пропела идеальный реквием целой эпохе, выбрав из нее все самое знаковое, яркое, все то, что, возможно, еще у кого-нибудь когда-нибудь будет вызывать ностальгию. Все то, что вызывает у наших современников желание "бодаться". Между прочим, это был едва ли не самый добрый реквием на заданную тему: чуть ироничный и самоироничный, но не унижающий ничье достоинство. То, что мы сегодня хороним, было отчасти создано и такими, как Покровский, и как ни относись к пестрой, пошловатой и во многом китчевой постсоветской массовой культуре, это теперь тоже наше родное.
А время по-настоящему злых песен, кажется, только начинается...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах