Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ - "Смертное" / "Армия Белого Света" (2CD)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1058
Откуда: Беларусь

Сообщение 02 Окт 2020, 18:27 - ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ - "Смертное" / "Армия Ответить с цитатой

(c) ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, 1992
(p) Bull Terrier Records, 2019
CD1 "Смертное" 9 tks./T.t. 35:29
CD2 "Армия Белого Света" 8 tks./T.t. 35:48


В 1990 году я услышал альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Инструкция По Выживанию", где Егор Летов перепел песни известной тогда лишь посвященным тюменской группы. Мое знакомство с ИПВ состоялось год спустя благодаря авторской программе Романа Никитина "Тихий Парад". Потом один знакомый дал мне бобину 525 м, на которой были записаны якобы три альбома ИНСТРУКЦИИ - "Внимание", "Память" и "Армия Белого Света" (каждый хронометражем примерно по 30 мин.). По словам знакомого, эти альбомы составляли трилогию. Только впоследствии я узнал, что эта информация не соответствовала действительности, а в переписанных альбомах, которые к тому же были перепутаны, не хватало по несколько песен.

Уже с появлением Интернета я нашел эти альбомы в полном объеме и необходимую информацию о них.

В 1991 году ИПВ записали дилогию из альбомов "Память" и "Внимание". Первый посвящался погибшей в мае 1991-го Янке Дягилевой. Через год к Роману Неумоеву пришел его знакомый Александр Ковязин, функционер, связанный с тюменским шоу-бизнесом. Он забраковал альбомы по причине ужасающего качества записи и предложил переписать материал в профессиональных студийных условиях - на аппаратуре тюменского концертно-танцевального зала. Альбомы записывались в составе: Роман "Ромыч" Неумоев - тексты, музыка, клавишные, вокал, бэк-вокал; Евгений "Джексон" Кокорин (впоследствии МЕДВЕЖИЙ ВОРС, ПРОВОКАЦИЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, КООПЕРАТИВ НИШТЯК, РОДИНА и ЧЕРНОЗЁМ) - лидер-гитара; Александр Ковязин - ритм-гитара; Аркадий Кузнецов - бас; Евгений "Джек" Кузнецов - электронные барабаны "Yamaha" (впоследствии оба также - КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Звуком заведовал известный в тюменских кругах гитарист Сергей "Зуб" Зубенко. После перезаписи изменились и названия альбомов.

Первоначально альбомы распространялись студией "Колокол" при Московской рок-лаборатории. В 1999 и 2002 годы "Смертное" и "Армия Белого Света" были выпущены на кассетах соответственно лейблами "Хобгоблин Records" и "Neuro Empire Records". В 2000-м лейбл "Ur-Realist" издал их на одном CD - к величайшему неудовольствию Романа Неумоева: с одной стороны, такое издание было удобно меломанам, покупавшим один компакт-диск, который стоил не дешево, с другой - нарушало авторский замысел. Почти два десятилетия спустя эту оплошность исправил лейбл "Bull Terrier Records", выпустив альбомы на двух CD, каждый со своей обложкой, причем, в двух вариантах: основной и тестовый тиражи.

Особенность дилогии состоит в том, что ее можно слушать в любой последовательности. Если учесть, что жизнь неизбежно заканчивается смертью, начинать "Армией Белого Света" и заканчивать "Смертным". Если же исходить из того, что жизнь побеждает смерть, лучше начинать "Смертным" и заканчивать "Армией Белого Света". Лично я придерживаюсь последнего варианта.

Роман Неумоев заявлял в интервью, что ИПВ взывает к небу. Этим продиктовано и оформление обоих альбомов: если в первом, в основу артворка которого положена картина тюменского художника Остапа Павловича Шруба, сквозь темно-оранжевое небо пробивается светлое пятно, то на втором отчетливо видно солнце.

Песни, вошедшие в "Смертное" и "Армию Белого Света", большей частью написаны под влиянием Егора Летова. ИПВ отталкивались от панка, в чем можно убедиться, прослушав ранние альбомы группы "Ночной Бит" (1986) и "Конфронтация в Москве" (1988). С начала 90-х музыкальный материал ИПВ постепенно усложняется. Звучание становится более мрачным, тяжеловесным и холодным, приближаясь к готическому.

В "Смертном" безраздельно господствуют минорные тональности. Война из одноименной песни воспринимается метафизически - как метафора пограничного состояния. Это и война между землей и небом, и борьба с собственными недостатками и слабостями. "Суицид" (другое название - "Непрерывный Суицид") - песня во многом автобиографическая. Предоставлю слово Роману Неумоеву: "...У меня у самого действительно был суицид. Так что я описывал свое собственное состояние. Это состояние, когда у человека из-за обесточенности пропадает интерес к жизни. И особо на земле ничего не держит. Просто возникает желание уйти туда. Может, там интереснее. Суицидальное состояние сначала возникает как состояние психосоматическое. Если вы из него выходите, то вы уже его не вспомните. Будучи уже здоровым, вы не сможете снова почувствовать себя больным".

"Корона" - пожалуй, самая пессимистическая вещь альбома, содержание которой строится на знаменитой цитате о смерти Бога из ницшеанской "Веселой науки". "Родина - Смерть" - это, пожалуй, центральный номер альбома. Образ смерти у Неумоева восходит к фольклорной традиции. Смерть - это своеобразное мерило жизни, объединяющая и преобразующая сила, место, где пересекаются живые и усопшие, откуда человек рождается. Многократное повторение в припеве фразы "Это родина-смерть" лишь усиливает образ. Подлинное знание жизни открывается только со смертью.

В песне "Красный Смех", как и в одноименном рассказе Леонида Андреева, ведется повествование об ужасах абстрактной войны и превращении человеческого общества в хаос. Слегка режет слух расстроенная акустическая гитара. "Северная Страна", написанная в соавторстве с Юрием Крыловым и Кириллом Рыбьяковым (экс-АЛЬ-ДЖИХАД АЛЬ ИСЛАМИ, впоследствии КООПЕРАТИВ НИШТЯК и РЫБЬЯ КРОВЬ), входила в альбом 1988 года "Конфронтация в Москве". Авторы попытались представить, что бы могло быть после смерти России. Быстрый рок-н-ролльчик с тяжелыми гитарными риффами. На мой субъективный взгляд, все четыре песни - "(Непрерывный) Суицид", "Корона", "Родина - Смерть" и "Северная Страна" - более удачно во всех смыслах и отношениях были реализованы Егором Летовым.

"Вина" и "Стая Воронов" образуют своеобразный двухчастный цикл или дилогию. В первой песне автор выносит свой приговор окружающему миру. Во второй утверждение невиновности ("невиновен я") подсознательно оборачивается признанием вины. А появление стаи воронов предвещает беду. В музыке отчетливо слышны фольклорные интонации.

Песня "Убить Жида", впервые исполненная в апреле 1991 года на фестивале "Индюки", провоцировала (да, пожалуй, и сейчас продолжает провоцировать) много споров. В начале 90-х она даже прозвучала несколько раз в уже упоминавшемся "Тихом параде" на "Радио России". А спустя два десятилетия была внесена в так называемый Федеральный список экстремистских материалов, удалена из соцсетей и с популярных цифровых площадок. Видимо, у господ запретителей не хватило мозгов вникнуть в содержание. Ни о каком призыве к уничтожению лиц еврейской национальности речь не идет. На уголовном сленге "убить жида" значит "разбогатеть". А, согласно толковому словарю Владимира Даля, жид - скупец, скряга, корыстный скупец. Процитирую фрагмент интервью Романа Неумоева радио "Свобода" трехлетней давности: "Жид в нашем языке имеет нарицательный смысл, он не является определением этническим. Это может трактоваться как "жадный человек", например... Песня построена, вообще говоря, по классическому принципу философского трактата - там есть теза, антитеза и синтез". За основу было взято стихотворение Мирослава Немирова "Убить мента, чтобы отобрать пистолет...". В названии также содержится аллюзия на композицию THE CURE "Killing an Arab". Строки "Кто борется с богом за звездным порогом, немыслимо богом спасен" - реминисценция из Ветхого Завета (борьба Израиля с Ангелом), и к "Созерцанию" Райнера Марии Рильке. Справедливости ради следует сказать, что данный неумоевский стих лидер ишимской группы ЦИКАБА Михаил Зуйков позже положит на свою музыку.

Вторая часть дилогии посвящена Свету и Любви. В музыке становится больше мажора. Но если в "Смертном" жесткое звучание было полностью оправдано, в "Армии Белого Света" оно могло бы быть несколько мягче.

Песня "Любимая, Не Плачь" искрится жизнелюбием и радостью. Волшебная дверца из сказки Алексея Толстого "Приключения Буратино, или Золотой ключик" открывается не в СССР, а - в Россию. Вообще для Романа Неумоева слова "любовь" и "Россия" неразделимы. "Осенний Драйв" - развернутая метафора: для многих классиков "унылая пора" служила источником творческого вдохновения. Роман Неумоев и Мирослав Немиров не любят осень, но воспринимают ее как данность, как неотъемлемую часть нашей жизни. Даже находят в ней свой драйв. Я тоже не люблю это время года, но не считаю его поводом для уныния.

Центральный номер альбома - "Вера". В данном случае вера толкуется в религиозном и философском аспектах как признание существование бога. Вера оказывается попрана людьми. Песня "В Октябре" отсылает к книге "Великомученики русской церкви XX века", согласно которой на октябрь по сравнению с другими месяцами года приходилось рекордное количество жертв большевистского антицерковного террора. "Жалость" - аллюзия на книгу православного философа Владимира Соловьева "Оправдание добра" и антитеза горьковскому высказыванию "Жалость унижает человека". В данном случае жалость - синоним сострадания и сочувствие к несовершенствам и недостаткам других людей. "Смерти Нет" мне очень хочется назвать "Война II". Гоббсовский бой всех против всех - это всего лишь метафора. Спасение от смерти автор находит в любви.

В "Совести" проявилась эстетическая близость Романа Неумоева не только Егору Летову, но и Янке. Автор почему-то духовно уравнивает бессовестных и совестливых, суля и тем и другим бесконечность. А в тексте улавливается цитата из пролога к пушкинской поэме "Руслан и Людмила". "Белый Свет" - подведение итогов и оптимистический финал всей дилогии.

Без альбомов "Смертное" и "Армия Белого Света" невозможно представить биографию ИПВ и понять творческую концепцию группы, которая долгое время была культовой далеко за пределами родной Тюмени. Переиздание от "Bull Terrier Records" - прекрасный подарок всем любителям сибирского андеграунда.

Слушать альбомы
Заказать CD
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006