Этот альбом хоть и не номерной, но, на мой взгляд, является важным дополнением к дискографии ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ. Его концепция сама по себе во многом необычна для литературоцентричной России: здесь безраздельно господствует, если можно так выразиться, музыкоцентризм, то есть сосредоточение на музыкальной составляющей. И именно музыкоцентризмом "Пламя Изнутри" привлекло мое внимание.
Сразу подчеркну: представляемая работа ОП - не инструментальный альбом, не сборник минусовок для караоке, а именно что собрание инструментальных версий песен, входивших в альбом-дилогию "Для Тех, Кто Видит Сны". Поначалу оно создавалось с чисто прикладной целью, но со временем цель претерпела трансформацию. Показать работу музыкантов ОП как инструменталистов и аранжировщиков, обратить внимание потенциального слушателя на нюансы, от которых отвлекают вокал и смысловая нагрузка текстов - так я бы сформулировал цель альбома. В то же время, представленные на нем инструментальные версии песен ОП можно воспринимать и как самостоятельные музыкальные произведения.
Название альбому дали строки из композиции "Путь Во Льдах":
Путь во льдах -
Пламя изнутри,
Это путь во льдах
Воинства зари.
Путь во льдах -
В каждом сердце пламя бьется!
Путь сквозь льды -
Вечный путь от сердца к солнцу!
Обложка, сработанная руками, головой и сердцем московского художника Александра Уткина, по-своему цитатна: шахид-неваляшка графически иллюстрирует ещё одну фразу из песни: "Падать и вновь подниматься - вот все, что могу". А если вглядеться, можно обнаружить отсылки к обложкам и обеих частей дилогии, и макси-сингла "Шитрок".
В этом альбоме во всей полноте проявилось оркестровое мышление "праведников". Обращает на себя внимание состав, расширенный за счет сессионных музыкантов. Не только участники ОП: Сергей Калугин - акустическая гитара; Алексей Бурков - электрогитара, акустическая гитара, мандолина, перкуссия; Юрий Русланов - флейты, рояль, синтезатор, перкуссия, программирование; Артемий Бондаренко - бас, программирование; Александр Ветхов - барабаны, перкуссия, но и Елена Юркина - сопрано; Елена Ярыгина (Михайлова) (ансамбль ГОРНИЦА) - народный вокал; Анастасия Якушина (квартет им. М. И. Иполитова-Иванова) - скрипка; Данила Машкин - альт; Таисия Кислякова - виолончель; Ирина Вылегжанина - виолончель; Наталья Нгуен - рояль; Максим Семенов (экс-деревянный духовой квинтет фонда "Новые имена", малый симфонический оркестр п/у Владимира Понькина и симфонический оркестр Московской государственной филармонии, на момент записи - оркестр Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко) - валторна; Ростислав Квасов (оркестр " Геликон-опера ") - тромбон; Александр Миткевич (TINTAL) - труба, флюгельгорн; Денис Забавский - балалайка; Елена Забавская - домра, Андрей Равин - акустическая гитара, перкуссия. Академический (сопрано) и народный вокал используются как колористические инструменты. Треки пересводил Юрий Богданов. Благодаря ему материал воссоздает атмосферу второй половины 80-х годов.
Вот здесь мне придется углубиться в теорию и историю музыки.
До недавнего времени в мировой музыке господствовали гомофония (так называемый гомофонно-гармонический склад) и полифония. Гомофония (от греч. homo - равный, phonos - звук, голос) - многоголосный склад музыки, в котором один из голосов (как правило, верхний) является главным, а остальные сопровождают его, выполняя роль как бы аккомпанемента. Полифония (греч. polý - много, phonos - звук, голос) - вид многоголосия, в котором отдельные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и самостоятельное интонационно-ритмическое развитие. Приблизительно в 90-е годы минувшего века в современной академической (и не только) музыке появляется гомофонно-полифонический склад, в котором скрещиваются первое и второе: несколько голосов, каждый из которых ведет самостоятельную мелодию, сочетается с многоголосным (аккордовым) аккомпанементом.
В музыке ОП очень много гомофонно-полифонических эпизодов, которых слушатель за вокалом и текстами попросту не замечал. Альбом "Пламя Изнутри" дает такую возможность.
Как сказал Сергей Калугин в одном из недавних интервью, хоть в композициях и нет текстов, они все равно незримо присутствуют. Поэтому позволю себе отталкиваться от содержания, хотя приоритет остается за музыкой.
"Белое На Белом" - в оригинале песня о художнике-наивисте Массове, запечатлевающем божественный свет на презренном холсте. Его удел - быть вне конъюнктуры и постоянно сталкиваться с непониманием толпы. В музыке разные настроения передаются различными инструментами: так, флейта выступает носителем светлого начала, а струнные смычковые олицетворяют трагедию. В целом же инструментальная версия могла бы создать приятный фон для прогноза погоды. Песня "78-й" во многом автобиографична. Речь в ней идет о годе, когда Сергею Калугину было 12 лет. Автор (и его лирический герой) с благоговением вспоминает о детстве. В представленной версии чередуются соло рояля и сопрано, поющее "Ave Maria". "The Catcher in the Rye" - оригинальное название романа Дэвида Джерома Сэлинджера, в русском переводе известного как "Над пропастью во ржи". Герой песни - маленький плачущий Господь, испытывающий ужас перед пропастью - метафорой окружающей действительности, и нуждающийся в милосердии. Здесь есть и мощный гитарный драйв, и психоделия, а труба отсылает к детским кино- и телефильмам, которые мы все так любили. В песне "Шитрок" от Сергея Калугина достается всем представителям русского говнорока. Автор также дает рецепт создания примитивных мелодий. Инструментальная же версия песни напрочь лишена иронии. Здесь соприкасаются и взаимодействуют друг с другом барокко (только вслушайтесь в проигрыш мандолины а ля Иоганн Себастьян Бах!), и полька, и фрагмент русской народной песни "Уж Ты Порушка-Пораня", и жесткие гитарные риффы... Путь во льдах из одноименной композиции - метафора движения к самосовершенствованию, к самопреодолению. Изъятие вербальной составляющей никоим образом не отразилось на настроении, а музыка только поднимает боевой дух. Баллада "Вдаль По Синей Воде" посвящалась известному американскому мореплавателю Уильяму Уиллису, который прославился тем, что на склоне лет совершил два одиночных плавания, преодолев в общей сложности 18.000 морских миль. В 1968 году путешественник пропал без вести, переплывая Атлантический океан на собственной яхте. Инструментальная версия являет собой лирико-драматическое полотно, полное внутренней динамики. По мере приближения к финалу напряженность усиливается, подготавливая кульминацию, которая могла бы быть поручена большому симфоническому оркестру. "Скименъ" - еще одно монументальное, в оригинале вокально-симфоническое произведение на церковнославянский текст, который представляет собой компиляцию из "Песни Песней". Без гроула композиция слушается несколько непривычно. Мне кажется, ей следовало бы вернуть первоначальное название - "Виолончельная": виолончель здесь главный солирующий инструмент. "Черная Земля" была как будто надиктована Сергею Калугину Егором Летовым и даже в инструментальной версии звучит как реквием по основателю и лидеру ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. В музыке проявилось влияние американского и бразильского трэш-метала (имена подставляйте сами). "Вперед и Вверх!" - монолог от имени японского вице-адмирала, летчика и идеолога камикадзе Тахидзиро Ониси, проникнутый размышлениями о любви и смерти. Мощный "металлический" драйв, сменяемый певучей виолончелью. В некоторых эпизодах заметно сильное влияние Баха. Рыцари неба из одноименной песни - те, кто преодолевает "вечный путь от сердца к солнцу". Потрясающие сольные партии флейты, виолончели и рояля! Композиция в инструментальной версии могла бы озвучить рыцарские состязания.
"Пламя Изнутри" стало для ОП своеобразным - и, безусловно, удачным - экспериментом с собственным музыкальным материалом. Впрочем, способны ли "праведники" выпустить некачественный продукт? Мне думается, этот альбом имел бы безусловный успех на музыкальных рынках Европы и США. Настоятельно рекомендую всем любителям Настоящей Хорошей Музыки!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах