Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

VOLSKI - "Psychasamatyka" & "Hravitacyja"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1058
Откуда: Беларусь

Сообщение 06 Мар 2019, 16:04 - VOLSKI - "Psychasamatyka" & "Hravitacyja& Ответить с цитатой

(c) VOLSKI, 2016
(p) Вигма, 2016
CD1 8 tks./T.t. 18:58
CD2 8 tks./T.t. 22:53
(c) & (p) VOLSKI, 2019
12 tks./T.t. 30:19


Весной 2014 года Лявон Вольский выпустил альбом "Hramadaznaŭstva" ("Обществоведение"), который, как впоследствии оказалось, положил начало трилогии о белорусских реалиях. Вторая ее часть - "Psychasamatyka" ("Психосоматика") - увидела свет в ноябре 2016 года, а последняя - "Hravitacyja" ("Гравитация") - в феврале 2019-го. Для полноты картины рассмотрим вторую и третью части цикла.

Все три альбома спродюсировал норвежский музыкант и звукорежиссер Снорре Бергеруд. Он же сделал аранжировки и прописал все гитары и бас. А на ударных сыграл его соотечественник Синдре Скейе.

В 2016 году преждевременно ушла из жизни жена Лявона Вольского Анна. Альбом "Psychasamatyka" был посвящен ее памяти. Хотя по настроению песни очень разные.

Альбом разделен на два CD. В принципе, общая продолжительность звучания (41 мин. 51 сек.) позволяла разместить материал на одном диске. Но такая разбивка продиктовано концептуальными соображениями: первая часть "Horad" ("Город") социальная по текстам. Музыкальная составляющая тяготеет к пост-гранджу, местами с креном в хард. Вторая "Les" ("Лес") - более "бардовская", лирическая, личностная. В целом же ярость "Hramadaznaŭstva" уступила место горькому сожалению. А на обложке - два Лявона Вольских, сидящих спиной к друг другу в желтом и красном кругах. Серо-черный фон, по-видимому, символизирует унылую белорусскую повседневную реальность.

Каждую часть предваряет intro под названием "Hej!" ("Эй!") с общей мелодией и разными текстами. Но в обоих со всей выразительностью переданы внутренний мир, устремления и боль автора, который отождествляет себя с лирическим героем. Пробежимся по частям альбома.

Итак, "Horad": песня "Radzima Naradziła" ("Родина Родила") исполнена злого сарказма. Человек, явно ограниченный во всех смыслах, подобно Манилову, дает волю воображению. На самом деле его хватает лишь на то, чтобы сгонять в магазин за пивасом. Припев представляет собой авторский комментарий: "Радзіма нарадзіла чарговага дэбіла" ("Родина родила очередного дебила"). "Spiavajcie" ("Пойте") - призыв быть естественными и не бояться выражать свои чувства. И снова достается от Лявона Вольского "звездам" и "звездочкам" белгосэстрады, которые поют "песні здрады" ("песни предательства"). А какому городу посвящена песня "Najlepšy Dla Żyćcia" ("Самый Лучший Для Жизни")? Так можно сказать о любом городе Беларуси. Лично я здесь вижу отсылку к пропагандистскому телесериалу "15 республик", в котором утверждается, что лучше всего на постсоветском пространстве жить... угадайте с трех раз, где. "Niama Kali" ("Некогда") - монолог, проникнутый сочувствием к белорусам, оболваненным государственными СМИ. Употребление отрицательных местоимений рисует картину тотальной неопределенности и вызывает ощущение движения по замкнутому кругу. "Żorny" ("Жернова") - развернутая метафора однообразия жизни. Так было вчера, так есть сегодня, так будет завтра... и - до бесконечности. В песне "Skončyłasia Šoŭ" ("Закончилось Шоу") воссоздаются ощущения, испытываемые нами после белорусских государственных праздников и торжественных мероприятий, где все до боли знакомо. "Daj Mnie Nahodu" ("Дай Мне Повод") отражает одновременно стремление героя двигаться вперед и бесконечную усталость, острую потребность в отдыхе. Упоминание некоторых городов намекает на автобиографичность: в родном Минске концерты Лявона Вольского длительное время запрещались властями, тогда как в Вильнюсе и Варшаве его всегда принимали с распростертыми объятиями.

Название второй части "Les" отсылает к "партизанскому" альбому группы KRAMBAMBULA 2015 года "Чырвоны Штраль" ("Красный Штраль"). Слово "партизан", впрочем, здесь не встречается ни разу. Но Лявону Вольскому, отнюдь не разделяющему политику партии и правительства, и его группе, невзирая на запреты, все же иногда удавалось выступать на родине. А это тоже своего рода партизанская борьба.

В песне "Idzi i Gladzi" ("Иди и Смотри") черно-белый лес становится для автора-героя метафорой его собственной жизни. В голосе Лявона Вольского слышится отчаяние. Название, по-видимому, отсылает к одноименному фильму Элема Климова по повести Алеся Адамовича. А еще здесь есть цитата из цоевской "Звезды По Имени Солнце". "Dom" только усиливает ощущение безысходности и безнадежности: родной дом неожиданно становится чужим и враждебным. А его жильцы предпочитают ничего не замечать: так спокойней и удобней. Интересна и оригинальна поэтическая находка в песне "Čorny Kvadrat" ("Черный Квадрат"): знаменитая картина Казимира Малевича - метафора жизненного пространства, в котором каждый из нас сам себе враг и палач. "Na Vajnie" ("На Войне") - пожалуй, самая мрачная песня во всем альбоме. Имеется в виду гоббсовская война всех против всех, в которой поражение нежелательно, а победа бессмысленна. В песне "Ciopłaje Minułaje" ("Теплое Прошлое") Лявон Вольский погружается в воспоминания о собственной жизни. "Čałaviek Nichto" ("Человек Никто") - это о ком? Лирический герой размышляет, сам себе задает вопросы, а найти ответ предлагает слушателю. "Mnie Treba Iści" ("Мне Нужно Идти") - песня-прощание. В каждой фразе, в каждом слове, в каждом звуке слышится ощущение конца.

Лявон Вольский ушел... чтобы через два с лишним года вернуться с новым альбомом. С 2014 года VOLSKI существовал как проект, который осенью 2018 года трансформировался в полноценную группу VOLSKI.

"Концепция альбома - история человеческой жизни, от рождения и до смерти, с привязкой к определенной территории. Сначала юношеский максимализм, мечты, грезы, первая любовь, за ними переход во взрослый период, когда многое не сбылось. Тем временем система врывается в твою жизнь и безбожно ее редактирует. А потом начинается уже зрелость, когда уходят друзья и люди вокруг, пора подводить итоги. Во многом невеселые", - написал Лявон Вольский на своей странице в Facebook. Оформление альбомы выдержано в футуристическом духе, а в музыке синтезировано все лучшее, что было в двух предыдущих альбомах. Что касается текстов, то в них Лявон Вольский больше размышляет, лишь изредка давая выход эмоциям.

Песня "Adsiul Pačynajecca Śviet") ("Отсюда Начинается Мир") переносит автора-героя в детство. "Aperacyja «Adukacyja»") ("Операция «Образование»") - воспоминания о школьных годах, которые были отнюдь не самыми чудесными. В запевах Лявон Вольский точно воспроизводит повелительный тон, которым учитель разговаривает с детьми. С белорусским словом "адукацыя" рифмуется "акупацыя" ("оккупация"). Это слово употребляется не только в политическом смысле, но и как синоним насилия. В песне "Niama Za Kim Iści" ("Не За Кем Идти") Вольский сожалеет об отсутствии героев и авторитетов. "Vojska" ("Войско", в данном случае "Армия") - злая сатира на заезженные штампы белорусской госпропаганды, которая, по сути, ничем не отличается от советской. Двойное название "Lepšyja Na Śviecie" ("Horšyja Na Śviecie") переводится с белорусского как "Лучшие На Свете" ("Худшие На Свете") и содержит в себе оксюморон: в Беларуси, как и в доперестроечном Советском Союзе, нам внушали, что мы лучше всех. На поверку же все оказывалось с точностью до наоборот. "Russkaja Piesnia" ("Русская Песня") - одна из немногих, написанных Лявоном Вольским на русском языке. Жанр ее поэтической составляющей приближается к антиутопии: в последнее время некоторые политологи прогнозируют, что Россия в скором будущем аннексирует Беларусь, Казахстан и Молдову по крымскому сценарию. Автор пытается представить, что будет, когда Россия завоюет земной шар и космос, и дает волю сарказму. "Zima" ("Зима") - еще одна развернутая метафора: власть предержащие обещают нам светлое завтра, но, как правило, вместо него наступает снежная, холодная зима. "Tyja, Chto" ("Те, Кто") - посвящение вершителям наших судеб, которые сидят на трибунах и принимают законы. Здесь Лявон особенно зол и саркастичен. Название "Źnikłyja Ludzi" ("Исчезнувшие Люди") несколько провокационно: кто-то увидит в нем намек на пропавших без вести белорусских политиков. На самом деле речь в песне идет о близких людях, которые в разное время ушли из нашей жизни, но оставили о себе хорошую память. "Chaj" ("Пусть") - вариация на тему "Let It Be", приближенная к белорусским реалиям. Правда, в отличие от баллады Пола Маккартни, в песне Лявона Вольского нет ни грана оптимизма - в ней господствует настроение обреченности. Зарисовка "Čovien" ("Лодка") - просто вид из окна, побуждающий автора к рефлексии. Вальс и колыбельная в одном флаконе. "Hod Za Hodam" ("Год За Годом") - подведение итогов всего альбома, светлый, жизнеутверждающий финал: идет год за годом, жизнь продолжается.

Завершая рецензию на "Hramadaznaŭstva", я назвал первый альбом трилогии "документом эпохи" и предположил, что он очень скоро будет предан забвению. К счастью, мой прогноз не подтвердился. Песни из всех трех альбомов сегодня пользуются большой любовью отнюдь не только у белорусскоязычной аудитории. И, как мне кажется, они помогают слушателю понять, что происходит с Беларусью, со всеми нами.

Слушать альбомы:
"Psychasamatyka"
" Hravitacyja"
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006