Тамбовские [отнюдь не] волки ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН создают если не шедевры, то работы, которые хочется слушать и переслушивать. Работы эти могут быть разными по концепции, содержанию, настроению и качеству. Но творчество основателей стиля "young lovers" достойно безусловного внимания.
Два последних альбома ОП отличаются стилистически и противоположны по эмоциональному наполнению. Но при этом дополняют друг друга.
В создании альбома "Волна" участвовали: Анатолий "рйн" Царев - почти все тексты, гитары, перкуссия, вокал; Екатерина "Кошка" Цион-Княжева - скрипка, вокал; Иван "Вано" Клюшин - гитара, бэк-вокал; Анастасия "Лиса" Уварова - клавишные, синтезаторы; Алексей "Фронтмен" Разумов - бас-гитара, бэк-вокал; Сергей "Зима" Зимарин - ударные; а также приглашенные музыканты: Сергей Шарапов (GONZO) - валторна, труба; Роман Беляев - труба. Таким образом, здесь поют (или подпевают) почти все участники группы. Музыканты предпочитают записываться в родном городе, а сводят материал в Москве. Но, как бы то ни было, качество выше всех похвал.
Альбом настроенчески подразделен на две части - "веселую" и "серьезную". В цифровой версии он распространяется двумя частями. На CD же разделение чисто условное, хотя его можно уловить, пролистав 12-страничный буклет с текстами и фото.
Театр начинается с вешалки, а альбом - с обложки. Его название обыгрывается и в оформлении: девушка и пес изображены на фоне города, но оба в очках, в которых отражаются бурлящие волны.
Несмотря на калейдоскоп настроений, "Волна" обдает слушателя с ног до головы позитивом. Однажды мне в литературе по социологии искусства встретился термин "контагиозность", означающий заразительность. В данном случае веселые песни заражают хорошим настроением. А когда слушаешь грустные, сам предаешься светлой грусти. Важно отметить еще одну особенность альбома: почти все песни обладают большим хитовым потенциалом. И если бы не некоторые крепкие выражения в текстах, они могли бы ротироваться на многих FM-радиостанциях.
Название открывающей первую часть песни вводит в некоторое заблуждение. Автор, отождествляющий себя с лирическим героем, незлобиво подтрунивает над собой. Для него "Шизгара" (а если быть предельно точным - "Venus" SHOCKING BLUE) и поэзия Омара Хайяма - эстетические идеалы, образцы совершенства. Правда, Анатолий Царев отталкивается от другого первоисточника - "Пусть Всегда Будет Солнце!" Аркадия Островского/Льва Ошанина. Хотя песня ОП тоже очень хороша. С первых вступительных аккордов ноги сами пускаются в пляс. Псевдоним персидского математика, астронома, философа и поэта рифмуется с хуями (в дательном, правда, падеже), вызывая приступ истерического смеха. Припев первого куплета предваряется искрометным фортепианным пассажем. А скрипка и трубы в проигрышах просто потрясающи! "Ты и Я" - одна из ранних вещей группы. Ее первая версия - под акустическую гитару и перкуссию - входила в альбом 2006 года "Утренник". В новой версии, обогащенная клавишами и трубами, песня превратилась в хит. Автор-герой обращается к некой даме, которая ненавидит его песни, зато обожает НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и режет по ночам руки (думаю, нет необходимости называть подразумеваемую песню). Герой часто думает о смерти. Но найденное в подвале пластилиновое солнце вселяет в него оптимизм. Немножечко саморекламы? А почему бы и нет? Если вам плохо, грустно и тяжело - слушайте ОП! "Гоа" от и до автобиографична. Такое ощущение, будто сам побывал на одном из пляжей на берегу Аравийского моря. Автор цитирует в несколько измененном виде ключевую фразу из песни Аллы Пугачевой/Ильи Резника "Звездное Лето". С юга наш путь лежит на север. А автора явно тянет на романтику. "Моя Гиперборея" посвящена мифической северной стране, в которую автор-герой устремляется в своем воображении. В песне содержится аллюзия на кинчевское "Время Менять Имена". В "Лете" монологи чередуются с пением. рйн превращается в рассказчика, а песню вкладывает в уста некоего Бездомного. Не Ивана ли случайно? В одном из своих интервью лидер ОП признавался, что его самый любимый роман - "Мастер и Маргарита". Здесь автор позволяет себе пофилософствовать. По мере того, как мы становимся старше, чувствуем, что ход времени ускоряется. Лето стремительно проходит одно за другим. Как и вся наша жизнь. В музыке ощутимо влияние Тома Уэйтса. "Миг - И Я На Крыше" - апофеоз безбашенности, жизнелюбия и радости. Песню украшает цитата из композиции GOGOL BORDELLO "Wonderlust King". "Родная Страна" повествует о жизни российской глубинки. Первый канал российского ТВ сообщает об успехах и достижениях, а в реальности - разруха, грязь и безысходность. В итоге кто-то находит утешение в любимых сериалах, кто-то - в алкоголе и траве. Но лирический герой, несмотря ни на что, любит свою страну такой, какая она есть, и даже в этой жизни находит маленькие радости. "Кришна Спит", как и "Шизгара", выдержана в зажигательном танцевальном ритме и проникнута жизнерадостностью и оптимизмом. Герой песни "Ультрафиолет" находится в гармонии с окружающим миром. Он счастлив и готов разделить свое счастье со всеми.
Вторая часть альбома - более серьезная, глубокая, местами философская. "6" - один из лучших образцов любовной лирики. Шесть лет любви - много или мало?.. Вступление украшает почти барочная скрипка. "Я Твоя" напоминает кадры из некоего сюрреалистического фильма без начала и конца. рйн поет с болью в голосе, а Кошка повторяет ключевую фразу то вкрадчиво, то с напряжением, которое, казалось бы, вот-вот перерастет в истерику, но в самый последний момент спохватывается, передавая слово скрипке. "Так Легко Дышать" - прощальное обращение лирического героя к любимой. Он отпускает свое прошлое и внешне выглядит спокойным. Невольно задаешься вопросом: не самообман ли это? "Мне Уже Не Больно" и "Шрамы" посвящены различным аспектам взаимоотношений героя с Богом. Песня "Целое Из Дыр" знакома поклонникам ОП по альбому 2014 года "Прайд". Ее электрическая версия нравится мне гораздо больше. Хотя и на "Волне" гимн прекрасной жизни звучит убедительно.
Особого внимания заслуживает баллада "Я Тебя Отвоюю" на стихи Марины Цветаевой. Это далеко не первое обращение к знаменитому поэтическому произведению. Мне больше всего нравится музыка, коллективно написанная участниками ОП. А вот с драматургическим решением не задалось: две строфы поет Анатолий Царев, две - Екатерина Цион-Княжева. Правильнее было бы поручить Екатерине исполнение баллады полностью: стихотворение написано от лица сильной, одержимой женщины, готовой ради любви на все. И, на мой взгляд, Екатерина смогла войти в образ, а Анатолий просто проинтонировал строки.
"Я Тоже Не Могу Уснуть" на стихи Екатерины Сажневой (Кулаченко) - монолог влюбленного человека, который может принадлежать как женщине, так и мужчине. Инструментальное сопровождение предвосхищает будущий альбом, речь о котором пойдет ниже.
"Как Борис Виан" образует дилогию с песней "В Пене Времени" из предыдущего альбома "Маяк". Здесь также содержится отсылка к культовому роману выдающегося французского прозаика, поэта и джазового музыканта. Автор придумывает свой, пятый океан, в котором нельзя утонуть. Полупесня-полуречитатив исполняется под синтезатор и ударные.
К началу работы над альбомом "Голодным и Злым" в составе ОП произошли небольшие изменения. На смену Алексею Разумову пришел поющий басист Михаил Бушуев. Также группу покинула Анастасия Уварова. Партии клавишных прописали Анатолий Царев и приглашенный звукорежиссер и музыкант Сергей Горев. А Сергей Зимарин не только играл на барабанах, но и отвечал за сэмплы.
Альбом во многом стал для ОП экспериментальным. Стилистика сочетает признаки панка и электронной музыки, в частности, такой ее разновидности как драм-энд-бейс. Звучание стало более жестким. В отличие от предыдущего альбома, здесь совсем нет хитов.
Вспомним обложку к альбому "Прайд". На ней нарисованы кроткие львы. На обложке к "Голодным и Злым" художник Алексей Можжерин изобразил льва, выходящего из тени, агрессивного и готового к нападению. Сам альбом получился психологически очень тяжелым, сложным для восприятия. В нем нашли отражение трагические события, произошедшие в жизни участников ОП, смена состава и менеджмента.
Название "Попроще и Покороче" было подсказано слушателями. рйн, хоть и вырос на панке, очень любит экспериментировать со стилями. Однажды он прочел критический отклик с пожеланием написать что-нибудь "попроще и покороче". Получилась очень жесткая танцевальная песня. В ней содержится отсылка к композиции группы HORRORPOPS "Thelma And Louise", которая, видимо, посвящена одноименному фильму. В композиции есть фраза: "Seems like we'll never die". "Все Мечты Наши Сбудутся Этим Летом" - главный гимн альбома и группы на данный момент. В песне "Сорваться с Поводка" рйн отразил свое видение панка. Очень быстрый и агрессивный трек. Это здоровая агрессия человека, который очень долго жил в определенных рамках и наконец стал свободным. "Джесси и Джейн" написана по мотивам сериала "Breaking Bad". Историю, произошедшую с героями, рйн приспособил к российским реалиям. Песня очень мрачная. Но мрак - увы, неотъемлемая часть нашей жизни. "Пес" - предсмертный монолог животного, которого скоро усыпят. Основная идея песни сконцентрирована в фразе: "Каждому нужен свой человек". Печальный проигрыш скрипки возвещает о гибели пса. Когда слушаю этот трек, с трудом сдерживаю волнение и подступающий к горлу комок... В "Новой Волне" рйн вновь касается темы освобождения человека. Речь в песне идет о молодых людях, которым раньше все было нельзя, а потом они сами себе все позволили, дали свободу чувствам и действиям. К созданию песни "Вселенная Прощается с Нами" рйна подтолкнула сцена из очередной серии "Звездных войн", в которой главных героев, сидящих на берегу, накрывает огромная волна. Автор задается вопросом: что чувствовали герои в последние секунды жизни? "Радуга в Стране Слепых" - баллада на актуальную социально-философскую тему. Индивид противопоставляет себя как мещанам, так и представителям власти - депутатам и ментам. Для него свобода обладает абсолютной ценностью. Два куплета выдержаны в стремительном темпе. С ними контрастирует медленная кода как воплощение светлой мечты. Песня "Голосами" вдохновлена недавней историей о двух подростках, которые закрылись в мансарде дома, нашли ружье и долго стреляли по полицейским, после чего застрелились сами. Автора беспокоит то, что происходит сегодня в России - пытки в милиции, цензура, ложь и прочий мрак... "Хиросима" - развернутая метафора. Песня от лица человека, пережившего страшную трагедию. Пожалуй, это самый пронзительный трек альбома. "Мама" ("Эйфория") - своеобразный рэп-хип-хоп-эксперимент, который, на мой взгляд, оказался удачным. Речь в композиции идет о месте мамы в жизни артиста. Завершает альбом кавер на песню казанской группы ДОМ КУКОЛ "Ходить По Небу". Предложенная версия получилась куда печальнее оригинала.
По мнению рйна, "Голодным и Злым" - не только самый лучший, но и самый главный альбом ОП, поскольку именно в нем реализовал себя на все 100%. Насчет лучшего посмею ему возразить: я по всем критериям и составляющим считаю вершиной творчества группы "Волну". Но это мое субъективное мнение.
Таким образом, перед нами два совершенно разных, но очень хороших альбома. Слушайте, веселитесь, грустите, напрягайтесь, расслабляйтесь, думайте и философствуйте. Всему есть место в нашей жизни, разные стороны которой эти альбомы отражают.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах