(p) Self Music Publishing, 2018
12 tks./T.t. 48:50
Обычно, рецензируя последний релиз того или иного исполнителя или группы, я стараюсь ознакомиться со всей дискографией: иногда возникает острая необходимость в сравнительной характеристике или сопоставительном анализе. "Мало" - как раз такой случай.
Четвертый полноформатный альбом ПИОНЕРЛАГЕРЯ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА записывался в составе: Алексей Румянцев - тексты, музыка, гитара, голос; Алексей Могилевский - бас; Сергей Захаров - барабаны.
Алексей Румянцев - выдающийся певец депрессивных состояний. Наберитесь сил и терпения и переслушайте в хронологической последовательности основные альбомы и EP ППР: "Приятные Плохие Мысли" (2011), "Не Спрашивай" (2012), "Молодое Зло" (2013), "Х_л_а_м" (2013) и "Правда о Потерянном Времени" (2015). От релиза к релизу депрессия усиливается. В позапрошлогоднем EP "Не Твои Солдаты" Алексей Румянцев с сотоварищами решили свернуть с намеченного пути, внеся в свое творчество некоторое разнообразие. А прошлогодний мини-альбом "Надежда", состоящий из трех каверов и одного автокавера, и вовсе воспринимается как "затишье перед бурей".
По сравнению с предыдущими релизами альбом "Мало" - это вершина безумия, это апофеоз безнадежности, это глубочайший нокаут, это выматывающая прогулка по девяти кругам Дантова ада с обязательным погружением на дно Коцита, наконец, это саундтрек к Концу света. Участники ППР называют свою свежую работу самым ядовитым, злобным, отчаянным и психически больным альбомом.
Выразительные средства адекватны авторскому замыслу. Тексты, ориентированные прежде всего на исполнение под музыку, всё же не могут скрыть литературное дарование Алексея Румянцева. Более того, лидер ППР - Поэт с заглавной буквы, обладающий высокой эрудицией и использующий в своих текстах большой массив источников цитирования.
С музыкальной составляющей гораздо сложнее: критики повторяют в качестве первоисточников имена Курта Кобейна и Егора Летова и то суммируют их, то множат друг на друга. Сам же Алексей Румянцев в одном из своих последних интервью заявил: "На самом деле мы играем грязную страшную тяжелую эстрадную песню". Такое определение, очевидно, вызвано большой любовью фронтмена ППР к советской эстраде. Но он также очень любит рэп и вводит речитатив в свои композиции. Важно отметить, что альбом сводил сам Алексей. Ему удалось добиться сырого, грязного звучания. По мнению Алексея, его группа должна звучать именно так. Но я бы не сказал, что музыка ППР примитивна. В альбоме можно отыскать достаточно ярких мелодий и гитарных соло. Смены тональности, паузы между последним куплетом и инструментальной кодой, многократное повторение ключевого слова или фразы - все подчинено единой драматургической цели: подчеркнуть смысловую нагрузку.
Алексей предпослал песням предварительный текст, в котором объясняется этимология названия альбома. Целиком его можно найти в Интернете. Я же ограничусь двумя цитатами: "Уничтожение и самоуничтожение. И никто ни на чем не учится, ситуация в мире сопоставима с ситуацией сидящего на бомбе, сейчас в любой момент такое может начаться, что небесам станет больно (нет). И не верят двуногие, что отхватят от Вселенной такой пизды, что вряд ли кто уцелеет. Но мы продолжаем, нам мало. И мы, крохотные икринки в рыбе человечества, каждый по отдельности давно рождаемся больными. И у нас увлечения те же - большинство с раннего детства уже либо убийцы, либо самоубийцы, либо плюс-минус мёртвые до самой старости". И далее: "А у меня странное предназначение - смотреть и внутрь себя, и наружу, и всё чувствовать. И вот внутри изжога и лес неразвязанных узлов, а снаружи зреет Армагеддон. И я, часто теряя из виду то и дело ускользающий смысл, продолжаю грести и воспевать эту вселенную глобальных и личностных травм, болезней и уродств под названием "человек". Продолжаю, и всё мне мало".
Все песни написаны от первого лица: лирический субъект Алексея Румянцева находится в самом эпицентре событий, к которым не может оставаться безучастным.
"Конь" - монолог человека, обреченного влачить тяжелое существование ("Натерло плечи лямками плуга"). Он осознает невозможность вырваться из замкнутого порочного круга, в котором находится, и смиряется со своей участью. "БХЗРД" ("Biohazard") - песня от имени всех свободомыслящих, призванных нарушать покой, а потому представляющих биологическую опасность для общества. "Использованная Песня" в данном случае к плагиату не имеет никакого отношения. Это скорее метафора всеобщей бесполезности, безнадежности и утраты смысла жизни. В песне "Шугейзер" автор иронизирует над стереотипами, сложившимися в андеграундной среде. С одной стороны, рокер-"подпольщик" протестует против всего и вся, недоволен жизнью, привержен только и исключительно высоким материям, употребляет психоактивные вещества и во всеуслышание заявляет о своей непродажности. С другой, готов лезть вон из кожи ради привлечения внимания к себе любимому. Но в зале все равно много свободных мест... Интересная находка - танцевальный финал: Алексей Румянцев мастерски изображает неистовую пляску фаната на танцполе под любимую музыку. Но, увы и ах, такой фанат - скорее исключение из общего правила. "Газ" вызывает в памяти кафкианский "Процесс". Но здесь всё гораздо страшнее: сотню человек, в числе которых и лирический герой, сгоняют в газовую камеру. Из текста не ясно, в чем состоит их вина, да это и не суть важно. Все покорно принимают свою судьбу.
Во второй части альбома мата на квадратный километр становится намного больше. Настроенческий перелом вносит заглавный трек "Мало". В припеве Алексей иронизирует над собой и своей группой, которой уже мало гаражей и подвалов - подавай ей концертные залы! В запевах изображается сюрреалистическая картина всеобщего разрушения. Автор населяет свое художественное пространство литературными и мифологическими персонажами: индуистская богиня смерти Кали жарит котлеты, распространяя вонь до самой луны, Пеннивайз из романа Стивена Кинга "Оно", зачем-то возведенный в чин полковника, воюет с цинковыми мальчиками из одноименного романа Светланы Алексиевич, кот Базилио и лиса Алиса из сказки Алексея Толстого "Приключения Буратино, или Золотой ключик" вооружаются соответственно волыной и пилой, а герой русских народных сказок Кощей Бессмертный неожиданно чахнет... Разрушение продолжается, усиливается и ускоряется в следующей вещи под ироничным названием "Гранж". Здесь мы встречаем Герду и Кая из андерсеновской "Снежной королевы", и зюскиндовского Парфюмера... А на риторический вопрос "Ну и чё, блядь?" получаем исчерпывающий ответ: "Ну и всё, блядь!" "Экскурсия", где лирический герой, охваченный депрессией, предлагает совершить экскурсию "в Освенцим себя", исполнялась на концертах довольно давно. А год назад Алексей Румянцев включил ее в свой сольник "Акустика, Часть 1". В акустической версии мне эта песня нравится гораздо больше, чем в электрической. Инструменты кажутся лишними и отвлекают от содержания.
Расклад из одноименной песни - явно не в нашу пользу, да и, пожалуй, ни в чью. Выигравших нет, зато все проигравшие. Даже Господь Бог, глядя на происходящее на планете Земля, приходит в ужас. Он хочет забыть о человечестве, но это не так просто...
ППР традиционно включают в свои релизы каверы. Альбом "Мало" не стал исключением. "Король Червей" Андрея Машнина я бы назвал полукавером: от музыки оригинала почти ничего не осталось. Что касается текста - Алексей Румянцев внес в него лишь два изменения, казалось бы, незначительных, но отразившихся на содержании, и досочинил несколько строк. В оригинальном тексте Машнина все умирают, а дети остаются жить. Румянцев же не щадит никого. В его интерпретации композиция получилась куда более мрачной. Также, в отличие от первоисточника, в версии, предложенной ППР, присутствует табуированная лексика.
Меня порадовал кавер на песню Егора Летова "Панк и Рок-н-Ролл", которая входила в альбом проекта ПОСЕВ "Регги, Панк Энд Рок-н-Ролл" (1983). По исполнению и видно и слышно - группа выложилась на все 100%.
Советский шлягер "Слушай Весну" Алексей Румянцев ошибочно приписал ансамблю АККОРД. На самом деле это не совсем так: популярный в 60-е - 70-е годы в Советском Союзе вокальный квартет АККОРД лишь исполнял эту песню. А ее авторство принадлежит композитору Александру Кублинскому (если быть предельно точным - Александрсу Кублинскису) и поэту Александру Дмоховскому. Релиз альбома состоялся 1 сентября 2018 года. А когда начинается осень, мы думаем о весне. Таков смысловой мессидж кавера.
Если вы ориентированы сугубо на развлечения и не хотите напрягаться интеллектуально и эмоционально, альбом ППР "Мало" явно не для вас. Также он противопоказан детям до 16 лет и психически неустойчивым людям. Да и всем остальным советую перед прослушиванием надеть каску - целее будете. Для меня же "Мало" - яркое доказательство таланта Алексея Румянцева во всех его проявлениях. А ППР была и остается одной из моих самых любимых российских групп.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах