Можно долго и нудно отвечать на вопрос, кто такой (такая) Вивьен и почему он (она) Морт. Или - что такое Вивьен Морт. Но постараюсь быть кратким, насколько это возможно.
Поначалу Вивьен Морт был(а) идеальным персонажем, наделенным теми качествами, которые участники одноименной киевской группы хотели видеть в себе. Потом название VIVIENNE MORT получило иную трактовку: бесконечный переход к бессмертию человеческой души.
Выход "Антологии" VM, безусловно, стал грандиозным событием в украинской музыке - не только рок- и инди-. Издание выпущено коллекционным тиражом и адресовано прежде всего фанатам группы. До чего приятно обнаружить в картонном боксе четыре минивинильных клапана с сохранением оригинального оформления и постер с фотографией Даниэлы! Честь и хвала VM и издателям, которые постарались на славу. "Антологія" включает в себя альбом "Театр Піпіно" (2013), а также мини-альбомы "Готика" (2014), "Філін" (2015) и "Rósa" (2016). Каждый релиз заслуживает быть не только услышанным, но и, насколько это возможно, проанализированным. Пройдемся по дискам в хронологической последовательности.
У лидера, вокалистки и автора всех композиций VM Даниэлы Заюшкиной-Лапчиковой два образования - среднее музыкальное (дирижер хора) и высшее театральное (режиссер). Оба в равной степени пригодились ей в создании композиций. Надо отдать Даниэле должное как вокалистке: она напела хоровые партии во всех рассматриваемых релизах. А как театральный деятель не только срежиссировала, но и прожила каждую песню.
Альбом "Театр Піпіно" можно воспринимать как музыкальный спектакль со сквозным сюжетом. Правда, все роли в нем играет одна актриса - и блестяще справляется со своей задачей. Почему такое название? Пипино - невесть откуда взявшийся французский маленький мальчик, в честь которого был назван театр неподдельной искренности и настоящего тепла. А еще театр Пипино - это метафора путешествия по закоулкам воспаленного сознания. Большую часть песен альбома отличают доведенная до предела болезненность, обнаженность эмоций, истеричность, надрыв. Героиня не скрывает и не стыдится своих чувств и остается сама собой.
Стилистика "Театра Піпіно" представляет собой сочетание кабаре, инди и арт-рока. Композиции состоят из сегментов, разных по темпу, ритму, характеру и настроению. Альбом обрамляют две украинские народные песни - и это тоже составная часть концепции.
"Перейди, Місяцю!" ("Перейди, Месяц!") относится к так называемой необрядовой лирике. Содержание вполне типично для народных песен восточных славян: вечером, вероятно, в деревне собираются парни. Самый красивый из них, Иванко, идет свататься к девушке по имени Ганнуся... В интерпретации VM песня звучит тяжело. У меня такое чувство, будто Иванко и Ганнуся испытывают друг к другу не любовь, а отчуждение... Героиню песни "Годі Говорити Про Того, Кого Нема" ("Хватит Говорить о Том, Кого Нет") постоянно преследуют не то призраки, не то галлюцинации. Мне на память приходят баллада Гёте "Лесной царь" и кинодрама Феллини "Джульетта и духи". Финальный вальсовый эпизод - обращение героини к некоему "тебе", которое остается без ответа и оборачивается болью и слезами. "День, Коли Святі..." ("День, Когда Святые...") - погружение в сюрреализм. Речь в балладе идет о дне, в который свершаются сотни чудес - святые оживают и спускаются на землю. А может, это тяжелый бред, плод больного воображения?
Похоже, для Даниэлы Заюшкиной-Лапчиковой любовь - чувство, которое служит источником одних лишь страданий. Тема неразделенной или утраченной любви проходит через песни "Камінсорі" (по одной из версий "Coming Sorry", что в очень приблизительном переводе с английского означает "сожалею"), "Сліди Маленьких Рук" ("Следы Маленьких Рук"), "Остання Роль" ("Последняя Роль"), и достигает своей трагической кульминации в балладе "Голубка". К слову, пиано-акустическая версия последней два года спустя вошла в мини-альбом "Філін". Я же отдаю предпочтение электрической: она получилась более монументальной, живой и драматически насыщенной, героине хочется сострадать. "Ірен", вероятно, отсылает к истории о Вифлеемских младенцах, убиенных по приказу царя Ирода. Главная героиня песни Ирен по дороге в Вифлеем ищет воду, чтобы напоить детей... Завершает альбом украинская народная песня "Зірочка" ("Звездочка"), которая исполняется a cappella, в аутентичном варианте. Звездной ночью козак прощается с любимой девушкой и отправляется в дальнюю дорогу, очевидно, на войну. Это своего рода послесловие к спектаклю, под которое зрители покидают зал.
Подавляющее большинство релизов VM по формату представляют собой EP или мини-альбомы. Но по смысловой законченности их можно приравнивать к полноценным альбомам.
Название "Готика" может ввести в заблуждение: что это - стилевая характеристика? Нет, это самоирония. Слово "готика" употребляется в переносном смысле. Для большей ясности процитирую пресс-релиз в собственном переводе с украинского: "Вам не кажется, что мы наполняем каждый новый день разнообразными делами и, пока выполняем их, теряем нечто единственно важное? Мы довольны или огорчены тем, насколько удачно выполнили свои дела, а в это время самое главное ждет и остается нераскрытым. Дня очень мало, ежевечерне наступает сон. Готика - это темная ночь, угнетенные желания, пример бездарно прожитой жизни, пробеганной, растраченной в попытках "to keep up with Johns", подстроенной под социальные показатели времени. Каковы наши настоящие желания? Почему мы так хотим? Кто так хочет? Выходи из готики. Все, что есть вокруг - это всего лишь декорации, чтобы ты жил. Один-единственный ты"
.
Мини-альбом стал для VM экспериментальным: во-первых, саунд группы обогатили приглашенные музыканты (сведения о которых почему-то не приводятся ни в обоих изданиях, ни в Интернете) - аккордеонист, трубач, саксофонист, тромбонист и струнная группа. А Даниэла Заюшкина-Лапчикова не только спела все вокальные и хоровые партии, но и играла на фортепиано. Во-вторых, удельный вес импровизационности в песнях заметно возрос.
"Персефона" - рефлексия на тему древнегреческого мифа о похищении богини плодородия богом царства мертвых Аидом и ее периодическом возвращении на Олимп; так сказать, взгляд из XXI века. Здесь Даниэла отрывается по полной и в буквальном смысле дает джазу - и как вокалистка, и как пианистка. "Університет" - зарисовка из реальной жизни. Многие из нас, поступив в вуз, разочаровываются в своей будущей профессии, не успев получить образование. И кто тому виной? В песню органично вписались цитаты из двух советских шлягеров - "У Природы Нет Плохой Погоды" Андрея Петрова и "Песня Не Прощается с Тобой" Аркадия Островского. "Готика" - как говорилось выше, метафора напрасно прожитой жизни. О повседневной суете Даниэла поет с нескрываемой иронией. С ее голосом контрастируют фортепиано и струнные смычковые как символ духовного, возвышенного. Мариула из одноименной песни - девушка, привыкшая жить исключительно в свое удовольствие. Она не хочет иметь детей, шокируя тем самым родных. Но, по-моему, лучше не иметь детей, чем быть плохой матерью. Истерика Мариулы передана не только в тексте, но и в музыке. Здесь Даниэла использует аутентичное народное пение. А аккордеон просто великолепен! "Риба" ("Рыба") - песня в защиту всего живого на земле. В финале, словно мантра, многократно повторяется призыв: "Не вбивай, якщо можна не вбивати, не вбивай!" ("Не убивай, если можно не убивать, не убивай!").
"Філін" содержит четыре известные и две новые (на момент выхода) песни в пиано-акустической версии, отобранные из широкого, разностороннего репертуара VM с учетом пожеланий поклонников группы. Здесь главенствуют вокал и фортепиано, иногда обозначается акустическая гитара.
Слово Даниэле Заюшкиной-Лапчиковой: "Филин - это лучший друг, настоящие, глубокие чувства относительно нашего бытия. Он слишком честен, из-за чего рядом с ним окружающие зачастую чувствуют себя неуютно. Для пристойной жизни он вряд ли пригодится, поэтому самым лучшим решением было закрыть его на ключ в той дальней комнате, где хранится хлам прошлого. Он не боится света, он любит темноту, ибо в ней он не отвлекается от созерцания истины, тогда как ты вынужден бежать за ней в гущу событий. Твой филин изначально знает истину и может рассказать ее тебе при условии, что ты позволишь ему оставаться собой в любом окружении. Делать то, что хочет, ценой общественного мнения о тебе. Это сущая мелочь, но лишь один процент людей идет на такое. Это люди с филином на плече. Зима, холод и длинные ночи. Пора вернуться в эту комнату. Ведь он до сих пор там, и ты только послушай - он поет..."
"Колискова" ("Колыбельная") - монолог от лица матери-одиночки. Она в очередной раз кормит своего сына банальной легендой об отце-космонавте. Во втором куплете появляются беспокойство и тревога. Так петь ребенку явно нельзя - испугается. "Темно" - почти лирико-драматический романс. Если заменить название на "Холодно", ничего не изменилось бы. Даниэла тонкими штрихами создает картину зимы - не только в природе, но и на душе. Темно, холодно и неуютно. И никакой надежды на грядущую весну... Электрическая версия песни "Лети" входила в дебютный мини-альбом VM "Єсєнтукі-Love". В пиано-акустической интерпретации она не утратила своего лиризма. В тексте автор намекает на Всемирный потоп. Конечно, самоотверженная любовь - это здорово. Но стоит ли ради нее жертвовать жизнью? Погибнуть ради любимого человека - причинить ему боль. Героиня украинской народной песни "Грушечка" - девушка, которая ждет любимого человека и глубоко страдает от одиночества. "Голубка" в акустической версии явно проигрывает электрической. Оптимистическая точка мини-альбома - баллада "Любов" ("Любовь").
"Rósa" - четвертый студийный мини-альбом VM. Представьте себе розу, состоящую из семи лепестков-треков. Даниэла Заюшкина-Лапчикова написала в пресс-релизе, что посвящает альбом неравнодушным людям, которые всем сердцем стремятся к миру и любви; всем, кого эти светлые устремления мотивируют двигаться вперед по трудному жизненному пути. Образ цветка аллегоричен и символизирует людей, в чьи жилы через единственный стебель попадает одна кровь, а корни всего этого схематичного мироздания уходят далеко в небо.
Стилистику мини-альбома охарактеризовать чрезвычайно сложно. Определения наподобие "инди-" или "альтернативный рок" весьма и весьма абстрактны. Музыкальная составляющая простирается от барокко до кабаре, а по своему строению композиции тяготеют к арт-року. Как мне кажется, стихи могли бы существовать в отрыве от музыки как самостоятельные литературные произведения.
"Той, Хто Рятує Імена" ("Спасающий Имена") - монументальное полотно с Intro и Outro. Лирическая героиня взывает к богу. Быть может, поэтому композиция исполняется в сопровождении органа и хора. Даниэла и здесь напела все хоровые партии. От голоса мурашки по коже! "Хто Ти Такий?" ("Кто Ты Такой?") - еще одно обращение героини ко всевышнему. В финале цитируется "Dies Irae" ("День Гнева"). Фрагмент текста, приписываемого францисканскому монаху Фоме Челанскому - "Dies irae... solvet saeclum in favilla" ("День гнева... повергнет мир во прах") - Даниэла кладет на собственную музыку. Великолепный полифонический эпизод с многоголосным хором!
Вторая часть мини-альбома вносит тематическое разнообразие. Балладу "How" Даниэла написала под впечатлением от жизнеописания Джима Моррисона "Никто из нас не выйдет отсюда живым" за авторством Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана и посвятила лидеру THE DOORS. Очень красивая вокальная импровизация в конце! Голос превращается в еще один инструмент. "Пам'ятаєш" ("Помнишь") - наблюдение автора за процессом взросления. Лично мне под эту песню хочется вспоминать собственное детство. И снова потрясающая импровизация: голос Даниэлы, которому доступны сопрановый и альтовый диапазоны, то вступает в диалог с фортепиано Александра Лежнёва, то как будто пытается "переимпровизировать" пианиста... "Пташечка" - монолог о любви и одиночестве. Воистину, от больших чувств рождаются песенные шедевры. Очень нежно, трогательно и непосредственно! Это однозначно самый пронзительный и самый лучший номер мини-альбома.
Можно посетовать на недостаточную продуманность концепции, поругать за нарушение тематической цельности во второй части. Только совсем не хочется этого делать. Ибо, во-первых, несмотря ни на что, "Rosa" концентрирует в себе все то лучшее, что VM накопили за почти 10 лет своей биографии. Во-вторых, все композиции хороши с музыкальной, поэтической и исполнительской точек зрения.
На мой взгляд, единственный недостаток антологии - отсутствие первого EP VM "Єсєнтукі-Love". Очевидно, сами музыканты сочли его недостаточно зрелым для включения в издание. А ведь этот релиз был признан лучшим мини-альбомом 2010 года по опросу украинского портала "ФаДиез". Так что поклонникам группы придется довольствоваться цифровой версией, которая есть в Интернете.
Впрочем, этот недостаток сполна компенсируется четырьмя релизами, которые обладатели антологии теперь имеют возможность слышать в lossless-качестве. А художественное оформление издания выше всех похвал.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах