Думаю, не ошибусь, если скажу, что состав и репертуар проекта WARSOBA сформировались раньше, чем появилось название. Иначе говоря, рождению WARSOBA предшествовали AGATA & C°. Однако WARSOBA - это целый художественный проект, в котором, наряду с музыкой, важное место занимают art vision, живопись, пластика, даже модерн-театр.
Лично для меня WARSOBA начались в декабре минувшего года с выхода EP "Новая Навіна" (в дословном, не вполне благозвучном переводе - "Новая Новость"). В его записи участвовали: Алексей Ворсоба (экс-JAKDZEN, NEW IMAGE ORKESTRA, AGATA/AGATA & C°, ныне PORT MONE, ХМЕЛЕВА PROJECT, ДАХАБРАХА & PORT MONE, РОЗДіЛОВі, TYCHA WÓDA) - аранжировки, аккордеон; Ирэна Котвицкая (экс-Ы.Ы.Ы, AKANA-NHS, JAKDZEN, NEW IMAGE ORKESTRA, ETHNO FANTASIA, AGATA/AGATA & C°, ныне также AKANA и KAZALPIN) - аранжировки, вокал; Андрей Апанович (экс-МАМКИНЫ БУСЫ, ныне также TRIANGLE) - греческий бузуки, live looping, FX; Илья Дягель (также СЕСТРИЧКИН ЛУЧ, БРОНЕПАРОВОЗ, AFROCOCOA и сольный электронный проект ИЛЬЯ ДЯГЕЛЬ) - бас, live looping, FX; Олег Вайтулевич (также ПАЛАЦ - барабаны. Всю ответственность за звук взял на себя Александр Коршакевич (студия "Sunflowers"), а за сведение, мастеринг и атмосферу отвечал Александр Гелих. Музыкальная стилистика самими участниками коллектива определяется как world music/art folk/urban folk. Однако мне хочется рассмотреть музыкальную составляющую более обстоятельно.
WORSOBA - проект мультикультурный. В основу его композиций положены песни, записанные в разных регионах Беларуси, но помещенные в контекст мировой музыкальной культуры: если пристально вслушиваться в музыкальную ткань, можно обнаружить и Францию, и Латинскую Америку, и Африку, и Индию, и Кавказ, и отголоски джаза, рока и new age... И это еще далеко не все. Вновь и вновь переслушивая композиции WARSOBA, можно совершать новые открытия.
"Ліда-Іскарка" ("Лида-Искорка") - песня, найденная в Поозерье, на Витебщине знаменитым белорусским фольклористом Зинаидой Можейко. Запев представляет собой игривое обращение к матери от дочери, которая скоро переедет в дом будущего мужа. В припеве частично воспроизводится свадебный обряд, во время которого нужно обращаться непосредственно к невесте по имени. Ирэна Котвицкая по-новому интерпретировала первоисточник: она посвятила песню своей старшей дочери Лидии. Композиция обросла электронными эффектами, приобрела монументальность и превратилась в развеселую языческую пляску. Именно ей было суждено стать визитной карточкой WARSOBA.
Композиция "Стаяла Дзяўчына" ("Стояла Девушка") построена на полесском напеве. Сюжет несколько странен: девушка расстается с любимым человеком на год и просит ее дождаться. Куда уходит главная героиня, из текста не ясно - остается строить догадки. Интерпретируя песню, Ирэна Котвицкая сопоставляет ее сюжет с современностью, затрагивая, таким образом, тему свободы от эмоциональной, психологической и сексуальной зависимости. Поэтому и сама композиция условно подразделяется на две части - "архаическую" и "современную". Голос Ирэны поддерживают аккордеон и барабаны. В первой части аккомпанемент аккордеона минималистичен, можно сказать, монотонен. Вторая часть - почти парижский вальс, который органично сочетается с мелодией, найденной в одном из регионов белорусского Полесья.
"Арол" ("Орел") - триптих, композиция из трех напевов, образующих единое целое. Первый, из Витебской области - о богатом, крутом, бравом женихе при лошадях и золотой сабле. Второй, с Понемонья, из Гродненской области - о невесте. Она полная противоположность жениху. Для девушки брак означает расставание с родным домом. Отныне она будет жить в доме мужа, где неизбежно столкнется с враждебным отношением к себе со стороны его родных. Поэтому девушка просит мать не отдавать ее замуж. Третий напев - снова с Витебщины - создает образ свадебного поезда: свадьба перемещается из дома невесты в дом жениха.
"Новая Навіна" - рождественский кант. Его основу составляет напев, широко распространенный в Полесье, который пользовался любовью как у католиков, так и у православных. Вступление переносит слушателя сначала в Альпы, где горы отражают голос, затем - на улицы старого европейского города. В вокальной партии слышны мотивы песен Эдит Пиаф, а сопровождение близко фактуре THE BEATLES. Инструментарий обогащается детскими колокольчиками, придавая музыке рождественское настроение. Аранжировка отличается легкостью и прозрачностью.
Обложку EP украшает логотип проекта WARSOBA, который нарисовала художник и архитектор Ксения Кажуро. Логотип нуждается в подробном описании, поскольку он несет большую и важную смысловую нагрузку. Ксения разрабатывает единую визуальную стилистику музыки, отправляя фантазию слушателя в дохристианскую историю славян. Особый интерес вызвали у художницы руны, их символика и графическое изображение. Первоначально было создано шесть разных вариантов логотипа, один из которых оказался совершенно точным. Это сочетание двух рунических знаков: первый (параллельный букве "w") символизирует мир, жизнь, защиту, знание, гармонию и покровительство света; второй (символ, близкий к написанию буквы "a") - тень, ложь, смерть, эмоциональное освобождение и снятие масок. Таким образом, в логотипе отражена картина мира с фундаментальными понятиями света и тени, начала и конца каждого события в жизни человека.
Проект WORSOBA существует чуть больше 4 месяцев, но у него уже есть своя аудитория, которая, хочется надеяться, будет расширяться. Что касается EP "Новая Навіна" - я склонен воспринимать его как серьезную заявку на будущее и анонс первого полноформатного альбома.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах