Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

МАШИНА ВРЕМЕНИ - "Вы"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Олег Гальченко
Автор


Зарегистрирован: 22.08.2005
Сообщения: 196
Откуда: Петрозаводск

Сообщение 06 Июл 2017, 01:00 - МАШИНА ВРЕМЕНИ - "Вы" Ответить с цитатой

(p) Sintez Records, 2016

Те, кто думает, будто альбом получил подобное название лишь из-за оформления, скорее всего, ошибаются. Да, на обложке действительно собраны физиономии поклонников группы, присылавших свои фотографии на официальный ее сайт и прошедших конкурсный отбор. Однако вряд ли значение личного местоимения в данном случае исчерпывается кратким пересказом содержания картинок. Столь поверхностный популизм может себе позволить Лепс или Газманов, а здесь далеко не все очень просто. "Я - ваше зеркало!", - кричал когда-то на базаре народный герой Тиль Уленшпигель, строя прохожим всякие уморительные рожи. Вот и альбом свой Андрей Макаревич с сотоварищами сочинили не о себе, любимых, а именно о нас. Причем тщательно отделив себя от толпы слушателей - иначе название звучало бы несколько по-другому: "Мы", "Я с Вами" или как-то еще в этом же роде. Проповедник, даже косящий под "человека из толпы", все же должен быть выше этой толпы хоть в чем-то. Кроме того, это еще и своеобразное "Нате!", брошенное всем тем, кто уже лет сорок ворчит, что МАШИНА ВРЕМЕНИ "уже не та", "зажралась" и "продалась". Вам не хватало в текстах социальных мотивов? Пожалуйста - вот вам самый, пожалуй, политизированный песенный цикл со времен пластинки "В Круге Света", которой в следующем году уже исполнится тридцатник. Вы ностальгируете по песням 80-х, отличавшимся большей смелостью и глубиной? Вот вам альбом, прямо-таки забитый до отказа самоцитатами "из старого доброго". Считаете, будто в настоящем роке обязательно должно быть немного зверства и эпатажа хотя бы на лингвистическом уровне? В этом альбоме вы услышите трижды слово "говно", прежде в репертуаре группы вообще не встречавшееся. И пусть на фоне Шнура после этого смелого поступка Макаревич по-прежнему выглядит примерным мальчиком из приличной семьи, зато теперь он точно круче Кипелова, которого, говорят, при записи трибъюта группе METALLICA Маргарита Пушкина никак не могла заставить спеть слово "задница".

Несколько песен с альбома "Вы" были сочинены далеко не вчера - есть и такие, что пришли к нам из глубины веков. Так, трек "Чужие Среди Чужих" еще в 1984 году открывал одноименный магнитоальбом. И, подобно тому, как в интересных книгах массовый читатель часто пропускает глубокомысленные предисловия, спеша поскорее добраться до завязки сюжета, значительная часть публики тогда этого пролога просто не расслышала - разве что критика что-то лениво проворчала насчет излишней мрачности. В 1996 году песня была впервые официально издана на сборнике малоизвестных старых записей разных лет "Кого Ты Хотел Удивить?" - и снова промах: сам сборник потерялся на фоне более яркого материала новых альбомов "Картонные Крылья Любви" и "Отрываясь". Что ж, в третий раз судьба вряд ли окажется более благосклонной - и остается лишь поежиться от мысли, что на нашем мысленном календаре вновь наступил мрачный 1984-й, в который так не хотелось бы возвращаться.

Еще одну неудачницу - композицию "Там, Где Светел День" Макаревич и вовсе перетащил из собственного сольного альбома "Я Рисую Тебя" (1994), из которого кому-то запомнилась пронзительная любовная лирика "Когда Ее Нет", кому-то философское "Возникает Из Недопетости", кому-то пародийно-шансонный "Братский Вальсок" или даже "Поздравительная" (едкая колкость в адрес только что победившего в прошедших выборах с разгромным счетом Владимира Вольфовича), но только не эта вещь. И сейчас это не хит - а просто необходимая краска в любой палитре, вносящая хоть капельку жизнеутверждающего настроения на полотно. Не больше - но и не меньше.

А вот тоже что-то до слез знакомое, тоже как будто из 1984-го - "Крысы". Многим наверняка хорошо помнится давняя притча МАШИНЫ ВРЕМЕНИ "Морской Закон", записанная как раз в самый разгар андроповских гонений на любое инакомыслие. Тогда под крысами подразумевались как раз те самые инакомыслящие, истребляя которых, власть нарушала экологическую систему государства и обрекала себя на гибель. Теперь же образ мелких грызунов, хищных и прожорливых, пригодился для изображения представителей самой власти, погрязших в коррупции: "Крысы придумали мир для крыс и для них он совсем неплох. Живи себе по крысиным законам и будешь жить как бог. Крысы не любят других миров, хотя их манит высь! Поскольку в своей норе они боги, в других мирах их держат за крыс". Мораль сей басни такова: хрен редьки не слаще, и если крысы - то есть те, кто тридцать лет назад влачил жалкое существование маргиналов - захватили власть на корабле, это тоже страшно. Все должны знать свое место, заниматься своим делом, и любое нарушение разумного порядка по сути является преступлением.

Увы, но именно такая взвешенная позиция в сегодняшнем безумном мире тоже кажется разновидностью экстремизма. Реальность, окружающая нас, живет по другим правилам. В "Маме" - проникновенной балладе, начинающейся тихо-тихо, почти как колыбельная, а к концу обретающей торжественность церковного хорала - мы в который уже раз видим образ некоего города, занесенного снегом. Жизнь в нем замерла, люди утратили человеческий облик, и лирический герой обращается за утешением к Маме - видимо, самой Родине. Та же, как ни странно, нужные слова для ответа находит - насчет "потерявшего свои ноты ангела", насчет того, что такие зимы уже бывали не раз. Здесь Макаревич невольно вторгается на чужую территорию и рискует перебрать либо с простецкой задушевностью в духе Шевчука, который даже в церкви выпивает за Россию, попутно отпуская попам их грехи, либо с пафосом в духе Кинчева, вздыхающего: "Ой, мама, мама, больно мне!.." Вторгаться-то вторгается, но мастерски обходит все риски, не наступая на пятки коллегам. Его диалог чуть наивен, чуть инфантилен даже - но именно в силу своей детскости задевает самые потаенные струны в душе. А вообще его жизненное кредо прекрасно выражено в другой, куда более веселой песне "Оставайся Собой". Это - и явная отсылка к собственному же хиту 1986 года "Если Бы Мы Были Взрослей", точно так же призывающему не относиться всерьез к козням врагов, и просто неплохой блюз-роковый номер, продолжающий лучшие традиции THE ROLLING STONES середины 70-х.

"Сорок Лет Назад" - это тоже 70-е, но уже похоже скорее на SMOKIE. Кутиков вяло, особенно не выкладываясь, хрипит о том, что уже в юности понял истинный смысл жизни, что кроме любви его ничто не волнует. Но даже упоминание о том, что за ней он "гнал коней", лишено каких-либо эмоций. Видимо, все-таки главные силы у Александра сейчас уходят на сольные проекты, на сотрудничество с группой НЮАНС, а здесь он так, случайно - чтобы хоть один полноценный номер со своим вокалом в альбом вставить. В результате место на диске еще одной дорожкой заполнил, но такой, от которой ни холодно, ни жарко. Зато когда бразды правления переходят обратно к Макаревичу, дела снова налаживаются, ибо баллада "Там, Где Светел День" напрягает разве что становящимися уже навязчивым глюком образами снега, то ли тающего, то ли навсегда похоронившего все надежды на лучшее. Название песни как будто что-то напоминает, и не случайно - на уже упоминавшейся перестроечной пластинке "В Круге Света" группа радостно, на двух языках (русском и английском) приветствовала перемены заводным рок-н-роллом "Там, Где Будет Новый День". Теперь в голосе скорее печаль, надежды на светлое будущее робки, зыбки и главное для автора уже - не увидеть это будущее, а хотя бы получить оттуда какой-нибудь знак, что не зря мы тут страдали и ошибались, что запомнят нас по каким-нибудь добрым делам. А дальше - в песне "Вот Край" слушателя зовут в прекрасную утопическую страну, не знающую наших проблем, к решительному - и исключительно мирному бунту. Я заранее знаю, что по данному поводу скажут толпы недоброжелателей во главе с одним одиозным биографом - автором фолианта про "другого Макаревича", вышедшего пять лет назад. Что всю жизнь музыканты МАШИНЫ ВРЕМЕНИ поют лишь об одном - о радостном чувстве расставания с родиной, с домом, со всем, что свято. Что ж, как ни умны бывают крысы, а настоящая поэзия выше их понимания! Конечно же, на самом деле этот край находится где-то в глубине души человека - если он имеет мужество оставаться человеком в любые, даже самые подлые времена: "Вот край! Давай заглянем за этот край. Я не зову с собой всех, я слабо верю в успех; я просто помню, когда неба хватало на всех. Пойдем со мной до края по короткой прямой. Никто не сможет запретить нам хотеть. Упасть - так упасть, взлететь - так взлететь..." Провозглашается все это без надрыва, без агрессии, даже без озорства. Ведь не впервой беспредельничать! Неожиданные прыжки куда-то в незнаемое, неведомое, запретное для большого художника - часть обычной повседневной работы. "Миром правит любовь!" повторяет он вслед за главными кумирами своей (и не только своей) юности. И, несомненно, искренне в это верит.

А я как слушатель не могу не верить этим песням и создавшим их людям. Чего мне лично не хватает в нынешней МАШИНЕ ВРЕМЕНИ? Во-первых, все никак не получается почему-то привыкнуть к отсутствию Евгения Маргулиса, чья манера пения всегда казалась чуточку вульгарной, чьи блюзы скорее утомляли, чем радовали, но чья здоровая самоирония сглаживала общий пафос. Не менее печально и то, что Андрей Державин как клавишник работает вполнакала, почти не проявляя себя как автор ярких креативных идей. Когда семнадцать лет назад группа представила первые аранжированные им хиты "Звезды Не Ездят в Метро" и "Эти Реки", все вопросы насчет замены феерического импровизатора Подгородецкого на "этого попсовика" сразу отпали, ибо новичок заставил своих консервативно настроенных коллег звучать по-настоящему современно, в формате "Нашего Радио". Увы, но в последующие годы столь же ярких прорывов не наблюдалось. У них что там - дедовщина, что ли, и старослужащие чморят тех, кто младше?!

Зато важным приобретением для коллектива стало появление гитариста Игоря Хомича, за долгую свою карьеру успевшего поиграть и в аккомпанирующих составах Игоря Талькова и Инны Желанной, и в КАЛИНОВОМ МОСТЕ. Это - первый в истории МАШИНЫ ВРЕМЕНИ настоящий профессионал, владеющий инструментом не по-каэспэшному, и все его соло наводят лишь на одну мысль: как жаль, что его не было тридцать лет назад, в период увлечения арт-роковыми длинными композициями типа "Хрустального Города"! Не знаю, дадут ли Хомичу задержаться надолго, но если да - то сотрудничество с ним могло бы открыть много интересных перспектив. И группа, уже сознательно закапывающаяся в собственное прошлое, может сделать еще один, совершенно неожиданный для всех шаг вперед, "за край"...
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 03 Авг 2017, 19:15 - Ответить с цитатой

Спасибо. Хорошая рецензия. Пожалуй, раскошелюсь я на новый альбом МВ.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006