20 Дек 2013, 09:03 - Ольга Арефьева и КОВЧЕГ - "Театр"
(р) Отделение Выход, 2013
До сих пор только одна певица считала вправе называть своё творчество "театром", и её имя всем нам прекрасно известно. Впрочем, разве Ольга Викторовна - не Алла Борисовна в роке? Профессиональным вокалом владеет, в разных стилях себя пробует, даже опыт участия в "Рождественских встречах" имеет, а уж кто из них больше похож на настоящую королеву эстрады - промолчу из уважения к былым заслугам супруги популярного пародиста Галкина. Разве что в кино Арефьеву ни разу не сняли - что, по-моему, напрасно, и покровительством молодых талантов наша героиня пока что не занимается - видимо, в силу своей занятости.
Представленный же в новом альбоме материал вызывает ассоциации скорее с другой предшественницей, может быть, и не настолько раскрученной, но куда более достойной в качестве объекта для подражания - с Еленой Камбуровой. Если кто слышал или видел в её исполнении "Балаганчик" на стихи Блока, то точно знает, откуда пошёл весь русский рок-психоделик. Весь арефьевский "Театр", в свою очередь, словно бы вышел из этого самого "Балаганчика". Не напрямую - так хотя бы через сходство внутренней драматургии, через желание показать как можно больше странных персонажей, в которых смешное легко уживается с трагическим. Местами музыка кажется просто кукольной, местами напоминает хорошо аранжированную авторскую песню, а в целом довольно точно иллюстрирует классический афоризм: весь мир - театр и мы все в нём - актёры.
Главным недостатком альбома как раз и является его иллюстративность, функциональность. По сути дела, перед нами саундтрек к несуществующему фильму или спектаклю, в котором значительная часть треков без видеоряда почти не воспринимается. Можно предположить, что в ходе концертного исполнения "Баттерфляй" Ольга может показать публике какие-то движения из арсенала балерин Большого театра, под "Бороду" продемонстрировать какие-нибудь немудрёные фокусы, а под "Жонглёра" даже чем-нибудь пожонглировать (говорят, жонглировать она умеет неплохо, хотя совмещать цирковые трюки с живым пением, наверное, не так-то просто!). Несложно представить и то, как можно оформить сценически песню "Анжела" - на мой взгляд, тут бы подошло побольше опереточного шика и блеска в духе фильма "Мулен Руж". За несколько тысяч лет существования театрального искусства люди напридумывали столько жанров, вывели на сцену столько характеров, что обо всём сразу и не расскажешь. Комедию дель арте добрым словом вспомнили в одноимённой песне, плясунов на канате вниманием не обошли ("Пою С Котами"), декадентские штучки раннего Вертинского на рок-н-ролльную почву пересадить попытались - причём небезуспешно ("Мёртвый"). Никуда не денешься от генетической памяти жанра, даже будучи в душе авангвардистом, даже не стремясь сознательно продолжить какую-нибудь традицию. И о пресловутой "гибели всерьёз", о том моменте, где, словами классика, "кончается искусство и начинается судьба" тоже спели - трагично, эффектно и всё-таки скорее по-пугачёвски: "Когда-нибудь придёт сегодня. Тогда надену я тетрадь, начищу голос новогодний и буду ярко умирать. Придут игрушки меховые, и мама мне взмахнёт ногой, и выйду я с венком на вые и ослепительно нагой..."
Ольга Арефьева имеет право на подобный пафос, потому что уже доросла до звания новой Примадонны. Но патетика у неё вновь и вновь смешивается с абсурдом, с самоиронией, не позволяя превратиться в памятник себе любимой. И рамки выбранного формата актёрской песни в какой-то момент оказываются настолько тесны, что остаётся лишь плюнуть на условности, сорвать маску и показать себя во всей красе. Вот тут-то и начинается настоящее шоу! "Карибы" и "Химеры" возвращают нас если уж не на двадцать лет назад, к истокам КОВЧЕГА, то во времена "Площади Ногина" точно, напоминая, что Ольга ещё не разучилась играть реггей. В "Кренделях" скрежещет хэви-металлическая гитара, парадоксально гармонирующая с многоголосым народным хором и создающая атмосферу праздничного торжества в ничего не знающей про нашу суетную цивилизованную жизнь деревне где-нибудь на краю света. Агрессивный, неистовый, взрывной "Почерк" сменяется лирическим рэпом "Смотри На Этот Свет", форматом очень похожим на хиты нынешних тинэйджерских кумиров - и в то же время заметно отличающимся уровнем владения словом, чувством ритма, степенью откровенности. А в финале - снова игривая "Борода". Чтобы вернуть слушателя к реальности, подчеркнув, что всё, сказанное выше, немного не всерьёз, чуточку понарошку.
Прирождённое чувство стиля и предательская страсть к нарушению собственных правил игры спасло певицу в очередной раз от вроде бы неминуемого провала. Арефьева легко, играючи - в прямом смысле этого слова - прошлась по канату над пропастью, в которую и не такие звезды падали на потеху толпе, и ни разу не оступилась. Браво! Ведь с тех пор, как певица начала вторгаться в разные далёкие от рока жанры, многие старые поклонники отвернулись от неё, записав в "эстрадницы". Но потеря той части публики, которая не понимает, что творчество - это риск и поиск, уж точно не станет концом творческой карьеры Ольги.
Если это и театр - то, скорее всего, радиотеатр у микрофона из советского детства. Красочный мир в маленькой радиоточке захолустного одноэтажного городка, будивший воображение и раздвигавший горизонты почти до бесконечности. Куда более настоящий мир, чем тот, который жил в телевизоре - тем более чёрно-белом!..
Главным недостатком альбома как раз и является его иллюстративность, функциональность. По сути дела, перед нами саундтрек к несуществующему фильму или спектаклю, в котором значительная часть треков без видеоряда почти не воспринимается.
Концерт Арефьевой, на котором мне удалось побывать, действительно больше похож на театральное представление. Там эта музыка была дополнена действием и работала интересней. Поэтому, думаю, что это не недостаток, а концепция - саундтрек к концерту-спектаклю.
Ряд композиций был написан специально для театральных постановок:
"Карибы", "Кренделя" - написаны для спектакля театра KALIMBA "Алиса" по Льюису Кэрроллу.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах