"Спою я про все повороты,
Их было немало у нас".
Ю. Шевчук, "Хич"
Вы замечали, о чём хотят поговорить журналисты с Шевчуком? Про эту... ну, как её... ну, ладно... А! Вспомнил! Про Россию! Не про музыку, а про Россию, про политику, про народ. Отзывчивость и резкость, честность и бескомпромиссность сотворили с Юрой-музыкантом злую шутку. Музыкант, который первым начал ругаться со звукорежиссёрами за качество звука на концертах, теперь ругает власть. Всем интересно узнать, что Шевчук думает про Путина, Медведева и Навального. Даже никому в голову не приходит спросить: как вы записывали свой последний альбом, чего старались достигнуть? Про ваши творческие планы, чёрт побери, никто не спрашивает. Отчего же так?
Начиная с альбомов "Любовь" + "Рождённый В СССР", в последние полтора десятилетия ДДТ мыслит дилогиями по форме "альбом + постскриптум". Весь материал упомянутых альбомов входил в концертную программу "От & До", но позднее был разделён на две части "ввиду невозможности объединения". Вторая дилогия - "Мир Номер Ноль" + "Метель Августа" вершинно завершила ХХ ДДТ-век и стала началом конца для классического питерского состава. Третья дилогия "Единочество I" + "Единочество II. Живой" вызвала первые разногласия в обычно единодушной оценке творений ДДТ. Группе пришлось даже объясняться с помощью выпуска концертного (опять двойного) альбома "Город Без Окон. Вход/Выход". Тем, кому показалось, что ДДТ стали терять мелодичность и чёткость выражения мысли, всё стало в какой-то мере понятнее. К 2010-2011 году ДДТ окончательно растеряли свой классический питерский состав. Игорь Доценко и Михаил Чернов покинули группу не вместе, но по одной и той же причине: никто из них не видел себя в новой программе ДДТ. Напомню, что Доценко был первым музыкантом, взятым в питерский состав.
Группа ДДТ всегда отличалась текучестью кадров; даже разнообразие звучания дэдэтэшных альбомов, начиная от самого первого, было обусловлено тем, что составы менялись кардинально. "Я приношу тексты, группа делает музыку", - сказал в одном из интервью Шевчук. Кое-какая стабильность наступила с переездом Шевчука в Ленинград, но и после, по причинам объективным и не объективным, порой даже трагическим, люди уходили. Однако группа продолжала находить замечательных, современно мыслящих инструменталистов. В нынешних ДДТ первые скрипки играют Константин Шумайлов, Алексей Федичев, Иван Васильев и (из последних приобретений) Алёна Романова. Новые музыканты - новое мышление - новое звучание.
Концерты ДДТ 2000-х - это перфомансы свободных музыкантов, пир духа, уха и глаз. Тексты Шевчука 2000-х - это фельетоны, очерки и агитки, положенные на виртуозные нойз-джаз-рок-фанк-бард-аранжировки. Много правильных слов и много отлично сконструированной и сымпровизированной музыки, которые не соединяются в одно - в песню. Народные шлягеры подобные "Осенней", "Вальсу", "Любовь, Подумай Обо Мне" - скорее исключение из правил. ДДТ уже не претендуют на то, чтобы какую-то их песню спел в подъезде пацан, "взяв гитару в клешни". ДДТ и Юрий Шевчук претендуют на то, чтобы изменить мир с помощью музыки и слов. Всегда претендовали, но теперь особенно. Нельзя ведь не замечать, что страна вползает в deja vu. (Обо всём об этом "Песня Расстроенного Человека" и "Повелитель Мух" с альбома "P.S.").
"Иначе"/"P.S." - четвёртая дилогия в творчестве ДДТ и первая за XXI век попытка объединить, наконец, музыку и слова в песни. Объединить - не иначе, а как раньше - путём разделения: в первый диск "Иначе" загружены более или менее песни, а все фельетоны списаны в "P.S." Хотя и туда каким-то образом засыпалась пара перлов - лиричнейшие зарисовки "Больница" и "Где Мы Летим" и постскриптумом к "P.S." - старый-престарый, но нестареющий акустический хитяра "Хич". Нельзя также не отметить, что фельетоны фельетонами, но часто настроения народные подмечены Шевчуком с беспощадной зоркостью. А концепции дисков как "альбома" + "того, что некуда девать", выдержаны таки не полностью. Та же "Где Мы Летим" отлично вписывается в "Иначе", а "Кризис" с основной части дилогии - злая сатира, которую "дэдэтэшники" постарались вывести в "P.S." Но в дилогии, конечно, должны быть переклички между частями.
Новую ДДТ-дилогию по-прежнему лучше слушать с текстами песен в руках, но теперь музыка и тексты - наконец-то! - сопрягаются друг с другом, проникают друг в друга, поддерживают друг друга, зависят друг от друга. За "слушабельность" альбома мы должны поблагодарить английского продюсера Мазена Мурада, который не в первый раз работает над альбомами русских музыкантов (что он в нас находит?!). С ним уже сотрудничали Паперный Т.А.М., Ольга Кормухина и Пётр Налич. Список его западных клиентов вызывает желание просто выпрыгнуть из штанов: MUSE, Мика, GARBAGE, TAKE THAT, Робби Уильямс, EARTH WIND AND FIRE, Малькольм Макларен, Кертис Мейфилд, THE WHO, DJ Shadow, IRON MAIDEN... Кажется, для таланта Мазена вообще нет границ! Только такой человек, с опытом работы в диапазоне от поп-музыки до хэви-метала, мог освоить разудалое разностилье ДДТ. Мазену удалось придать дэдэтэшным музыкальным эскизам чистоту, прозрачность, ясность.
Задачу сыграть иначе, не так, как раньше, группа ДДТ с блеском выполнила. Как и всегда, впрочем. "Ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдаешься". Нет застоя, нет самоповторов, нет успокоенности. Это ДДТ 2011 года. Такими мы их запомним - и будем ждать новых ДДТ. Всё будет иначе.
Первый вариант рецензии был опубликован в газете "Платановая Аллея" (г. Сочи) в ноябре 2011 г.
vadimlv Почти мембер
Зарегистрирован: 02.11.2010 Сообщения: 33
26 Дек 2011, 13:45 -
Не совсем согласен с вашей трактовкой дилогий ДДТ. Во-первых, "Рождённый В СССР" никак не связан с альбомом "Любовь". "Рождённый В СССР" действительно выпущенный позднее осколок несостоявшейся программы, в которую также входили песни c "Это Все". Во-вторых, я бы не объединял "Мир Номер Ноль" и "Метель Августа", совершено разные альбомы и программы. И, в-третьих, "Единочество" это полноценный двойной альбом, а не альбом c "P.S.".
Но это все не так важно, в свете обсуждаемого альбома, а вот с этим я, увы, категорически несогласен:
Новую ДДТ-дилогию по-прежнему лучше слушать с текстами песен в руках, но теперь музыка и тексты - наконец-то! - сопрягаются друг с другом, проникают друг в друга, поддерживают друг друга, зависят друг от друга.
Для меня вершиной ДДТ-шных альбомов является "Единочество I".
А с вашим резюме согласен:
Задачу сыграть иначе, не так, как раньше, группа ДДТ с блеском выполнила. Как и всегда, впрочем. "Ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдаешься". Нет застоя, нет самоповторов, нет успокоенности.
Согласен с комментарием по всем пунктам, но от себя добавлю, что "P.S." отделен все же не по идеологическим соображениям, а по бытовым и представляет собой не столько "пост-альбом", сколько набор ауттейков текущего периода. Так уж получилось, что они поселились в общей упаковке, но их разделяет в первую очередь не слово, а звук. Хотя, это всего лишь мое личное мнение.
Алексей Анциферов Автор
Зарегистрирован: 25.06.2009 Сообщения: 153
26 Дек 2011, 20:33 -
Во-первых, vadimlv, спасибо за ваши вдумчивые замечания. Все по делу, что не так часто встречается.
vadimlv
Не совсем согласен с вашей трактовкой дилогий ДДТ. Во-первых, "Рождённый В СССР" никак не связан с альбомом "Любовь". "Рождённый В СССР" действительно выпущенный позднее осколок несостоявшейся программы, в которую также входили песни c "Это Все". Во-вторых, я бы не объединял "Мир Номер Ноль" и "Метель Августа", совершено разные альбомы и программы. И, в-третьих, "Единочество" это полноценный двойной альбом, а не альбом c "P.S.".
Все перечисленные мною и вами программы объединялись в концертных выступлениях ДДТ. И их разделение произошло только лишь потому, что не удалось увязать всё по звучанию в студии. Или, если по простому: качество ауттэйков "Мире Номер Ноль" ("Метель Августа" то есть), значительно выше, чем в "Иначе".
Новую ДДТ-дилогию по-прежнему лучше слушать с текстами песен в руках, но теперь музыка и тексты - наконец-то! - сопрягаются друг с другом, проникают друг в друга, поддерживают друг друга, зависят друг от друга.
Я бы добавил, что Юрий Юлианыч, после периода "туманной" лирики, начал выражаться чётче. На следующем альбоме, слышал, будет всё ещё яснее высказано.
Для меня вершиной ДДТ-шных альбомов является "Единочество I".
Дело вкуса. Я своё мнение высказал в рецензии. Хотя до 1999 года вершину в творчестве ДДТ выбирать труднее.
А с вашим резюме согласен:
Задачу сыграть иначе, не так, как раньше, группа ДДТ с блеском выполнила. Как и всегда, впрочем. "Ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдаешься". Нет застоя, нет самоповторов, нет успокоенности.
Ваш комментарий по указанной ссылке я прочитал. Согласен на 95%.
У нас тут авторов, кстати не хватает. А, Игорь?
Алексей Анциферов Автор
Зарегистрирован: 25.06.2009 Сообщения: 153
26 Дек 2011, 20:37 -
Старый Пионэр
Согласен с комментарием по всем пунктам, но от себя добавлю, что "P.S." отделен все же не по идеологическим соображениям, а по бытовым и представляет собой не столько "пост-альбом", сколько набор ауттейков текущего периода. Так уж получилось, что они поселились в общей упаковке, но их разделяет в первую очередь не слово, а звук. Хотя, это всего лишь мое личное мнение.
Мазен Мурад работал и над "P.S." Со звуком здесь всё в порядке и там, и сям. В "P.S." больше мелкотемья, вот и всё.
Хороший автор, пишущий полемично, остро, вызывает желание дискутировать, комментировать и т.п. Что прибавляет читателей. Ваш вариант нашего бытия также имеет место быть.
Андрей Головкин Автор
Зарегистрирован: 02.05.2007 Сообщения: 658
27 Дек 2011, 21:52 -
Алексей Анциферов
Хороший автор, пишущий полемично, остро, вызывает желание дискутировать, комментировать и т.п.
Хороших авторов тут хоть отбавляй. И вовсе необязательно, что их творения должны пренепременно вызывать желание подискутировать. Можно им мысленно кивнуть, а можно молча повести плечами.
Алексей Анциферов Автор
Зарегистрирован: 25.06.2009 Сообщения: 153
28 Дек 2011, 09:15 -
Андрей Головкин
Алексей Анциферов
Хороший автор, пишущий полемично, остро, вызывает желание дискутировать, комментировать и т.п.
Хороших авторов тут хоть отбавляй.
Не надо отбавлять, надо добавлять. А вот дискутировать многим лень, это да. В том числе и мне. Раздискутировался я что-то :oops:
Хороший автор, пишущий полемично, остро, вызывает желание дискутировать, комментировать и т.п.
Андрей Головкин
И вовсе необязательно, что их творения должны пренепременно вызывать желание подискутировать. Можно им мысленно кивнуть, а можно молча повести плечами.
Качественный момент, в смысле хорошести-остроты-полемичности, не имеет особого значения. Комментарий к этой рецензии, как раз наоборот, представляет из себя подборку замечаний, касающихся не очень качественных моментов в рецензии. И вполне себе дельных замечаний, кстати.
Так вот и получается, что желание или нежелание комментировать происходит от общей обстановки на форуме. В частности, от доброжелательной или не очень атмосферы. И лень тут не при чём. Если обстановка доброжелательная, то и комментаторы сыщутся.
А если же даже дельное замечание или предложение встречается в штыки - вплоть до того, что авторы переходят на личности и раздачу характеристик коммментаторам типа "мерзкий человек", то наплыва комментаторов, равно как и читателей ждать не приходится. Не так ли?
Кстати, тут на НеФормате были примеры, когда даже будущих прекрасных авторов, при первом посещении ими форума и на первых же их комментариях так тузили наотмашь по виртуальным мордасам, что они ретировывались с форума и не проявлялись довольно долго.
Возражения или дополнения есть?
ilgizon87 Гость
20 Янв 2012, 12:58 -
Алексей Анциферов
Воронин Сергей
Алексей Анциферов
Взаимозависимо
Это как это?
Хороший автор, пишущий полемично, остро, вызывает желание дискутировать, комментировать и т.п. Что прибавляет читателей. Ваш вариант нашего бытия также имеет место быть.
Раз тут на форуме полемики и читательских дискуссий уже очень давно нет, то, следовательно, хорошие авторы на Нашем НеФормате перевелись или же просто выродились. Так что ли?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах